г. Тюмень |
Дело N А46-8783/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Лукьяненко М.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Омскэнерго" на решение от 15.12.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Погосткина Е.А.) и постановление от 21.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Рожков Д.Г. Шарова Н.А.) по делу N А46-8783/2010 по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к открытому акционерному обществу "Омская энергосбытовая компания" (ИНН 5503091518, ОГРН 1055504094766) о взыскании 124 226 772 рублей 53 копеек.
Другие лица, участвующие в деле: Региональная энергетическая комиссия Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418), общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон" (ИНН 5507033972, ОГРН 1025501392388).
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Любый С.А. по доверенности от 27.03.2009 N 4611/13;
открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" - Белкин А.В. по доверенности от 11.01.2011 N 28-08/10.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области к открытому акционерному обществу "Омская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Омскэнергосбыт", ответчик) с иском о взыскании 121 769 739 руб. 90 коп. задолженности за оказанные в период с января по май 2010 года услуги по передаче электрической энергии, а также 2457 032 руб. 63 коп. неустойки на основании пункта 8.13 договора за период с 22.02.2010 по 29.06.2010.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец неоднократно уточнял исковые требования. В соответствии с последним уточнением, просит взыскать с ответчика 1 683 942 руб. 17 коп. задолженности за оказанные в период с января по май 2010 года услуги по передаче электрической энергии, 441 119 руб. 08 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исковые требования рассмотрены судом первой инстанции с учетом данных уточнений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области), общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон" (далее - ООО "Микрорайон").
Решением от 15.12.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011, отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением и постановлением, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает следующие доводы: судами не дана оценка доводу истца о том, что договор возмездного оказания услуг N 1-1000-У от 09.11.2009 является незаключенным; судами при вынесении судебных актов не учтено, что наличие либо отсутствие у территориальной сетевой организации - "котлодержателя" договоров со смежными сетевыми организациями, не имеет правового значения для правильного разрешения спора об оплате оказанных услуг; судами неправильно истолкован пункт 8 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что, являясь гарантирующим поставщиком, границы зоны деятельности которого определены в пределах территории Омской области, ОАО "Омскэнергосбыт" (приказ РЭК Омской области N 124/35 от 23.10.2006) в интересах обслуживаемых им потребителей электрической энергии заключило с ОАО "МРСК Сибири" (исполнитель) договор N 18.55.2593.09 от 24.11.2009 оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с условиями договора исполнитель обязался оказывать заказчику (ОАО "Омскэнергосбыт") услуги по передаче электрической энергии и мощности посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, заключивших с исполнителем договоры об организации передачи электрической энергии; а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором, в том числе услуги ТСО; исполнитель обязался своевременно оплачивать услуги ТСО согласно заключенным с ними договорам.
Согласно пункту 9.1 срок действия договора - с момента его подписания и до 31.12.2010.
Ссылаясь на наличие у ОАО "Омскэнергосбыт" задолженности в размере 1 683 942 руб. 17 коп. за услуги по передаче электрической энергии за период с января 2010 года по май 2010 года по вышеуказанному договору, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку между ОАО "Омская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и ООО "Микрорайон" (сетевая организация, сети которой присоединены к конечным потребителям) заключен договор возмездного оказания услуг в отношении спорных точек поставки, а соответствующий договор в отношении этих же точек поставки между ОАО "МРСК Сибири" (сетевая организация) ООО "Микрорайон" расторгнут, то исполнение ОАО "МРСК Сибири" договора N 18.55.2593.09 от 24.11.2009 в спорный период прекращено.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции, указав дополнительно, что нарушений прав истца не усматривается, поскольку он освобождается от оплаты услуг в спорный период смежной сетевой организации - ООО "Микрорайон"; при отсутствии соответствующего договора между двумя сетевыми организациями ОАО "МРСК Сибири" не может считаться лицом, которое оказало в спорный период ОАО "Омскэнерго" услуги по передаче электрической энергии в отношении потребителей, присоединенных к электрическим сетям ООО "Микрорайон".
Между тем выводы судов являются ошибочными.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике) и пункту 4 Правила N 861 оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, который относится к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) установлено, что услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями.
Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Судами установлено, что между гарантирующим поставщиком (ОАО "Омскэнерго") и сетевой организацией (ОАО "МРСК Сибири"), заключен договор N 18.55.2593.09 от 24.11.2009, в том числе, и в отношении потребителей, сети которых имеют технологическое присоединение к сетям ООО "Микрорайон". На момент рассмотрения дела судами он не расторгнут, не признан недействительным, до спорного периода исполнялся сторонами.
К отношениям сторон об основаниях, условиях и порядке изменения договора подлежат применению правила статьей 450 - 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, из содержания которых не усматривается, что в случае заключения одной из сторон договора с иным лицом, о том же предмете, договор является расторгнутым.
Следовательно, заключение гарантирующим поставщиком (ответчиком) договора с сетевой организацией (ООО "Микрорайон") не является обстоятельством, указывающим на невозможность исполнения договора N 18.55.2593.09 от 24.11.2009 и прекращением обязательств по его исполнению (статья 416 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, судами установлено, что истец и ответчик являются участниками гражданского оборота с регулируемым государством видом деятельности, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим сетям как ОАО "МРСК Сибири" так и ООО "Микрорайон" подлежат государственному регулированию.
Согласно п. 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Во исполнение указанного положения Федеральной службой по тарифам разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету тарифов на электрическую (тепловую) энергию N 20-э/2, которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Указанные изменения и дополнения утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6.
Согласно этому Приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии.
При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки обеспечивается перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с названными Методическими указаниями.
Таким образом, при "котловом методе" на территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии. Покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии на основании указанного единого тарифа, независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуги.
Денежные средства, получаемые от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций за передачу электрической энергии, должны аккумулироваться у сетевой организации, на которую возложены соответствующие функции с последующей передачей части полученных средств сетевым организациям по установленным для них индивидуальным тарифам. Сетевые организации рассчитываются между собой за оказанные услуги по передаче электрической энергии на основании индивидуальных тарифов.
"Котловой" тариф учитывает расходы всех сетевых организаций. По указанному тарифу осуществляются расчеты только между гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями) и организацией, на которую возложены указанные выше функции по аккумулированию денежных средств за передачу электрической энергии. Расчеты между данной организацией ("держателем котла") и иными сетевыми организациями осуществляются по установленным для них индивидуальным тарифам.
Согласно позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 N 14158/06, при расчетах с сетевыми организациями за оказание ими услуг по передаче электроэнергии необходимо устанавливать, какой тариф подлежит применению в период, когда были оказаны данные услуги, и какой размер составляют затраты сетевой организации на передачу энергии.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, предусматривают при формировании регулируемых тарифов соблюдение требования об обоснованности расходов, включаемых в необходимую валовую выручку (далее - НВВ). В соответствии с пунктом 17 Основ, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год сетевыми организациями региона в РЭК Омской области были представлены договоры, а также информация о расходах, включаемых в НВВ, подтверждающие существование следующей схемы отношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии: гарантирующим поставщиком электрической энергии по единому "котловому" тарифу оплачиваются услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями "котлодержателями", в том числе, ОАО "МРСК Сибири"; указанные территориальные сетевые организации "котлодержатели" оплачивают услуги смежных сетевых организаций, непосредственно участвующих в передаче электрической энергии конечному потребителю, по индивидуальному тарифу, установленному исключительно для расчетов между конкретной парой смежных сетевых организаций.
Такой индивидуальный тариф установлен для расчетов, в том числе, между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Микрорайон".
Пары смежных сетевых организаций, указанные в приложении N 2 к приказу РЭК Омской области от 10.11.2009 N 257/66, определены РЭК Омской области на основании информации, представленной самими сетевыми организациями и озвучены представителям сетевых организаций в ходе заседаний правления РЭК Омской области по вопросу установления единого (котлового) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год.
До настоящего времени упомянутый приказ РЭК Омской области в части утверждения индивидуального тарифа для расчетов между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Микрорайон" указанными сетевыми организациями в установленном порядке не отменен, не оспорен.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежные сетевые организации), в соответствии с разделом 3 настоящих Правил.
По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии (пункт 34 Правил N 861).
В рамках договора N 18.55.2593.09 от 24.11.2009 ОАО "МРСК Сибири" приняло на себя обязанность по оказанию ОАО "Омскэнергосбыт", в том числе, услуг по передаче электрической энергии потребителям, присоединенным к электрическим сетям территориальной сетевой организации ООО "Микрорайон" (приложение N 3 к договору "Перечень ТСО, с которыми заказчик поручает исполнителю заключить договоры об организации передачи электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ТСО").
Учитывая, что ООО "Микрорайон" не является организацией, на которую возложены функции по аккумулированию денежных средств за передачу электрической энергии, поступающих от конечных потребителей гарантирующему поставщику (ответчику), между ОАО "МРСК Сибири" и ОАО "Омскэнергосбыт" заключен договор от 24.11.2009 N 18.55.2593.09 , выводы судов об отсутствии оснований для взыскания спорной суммы задолженности являются ошибочными, сделаны без учета действовавшей в спорный период схемы тарифно-договорной модели, установленной приказом РЭК Омской области от 10.11.2009 N 257/66.
При подходе избранном судами к регулированию спорных отношений не будет обеспечена необходимая валовая выручка истца для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования с другими смежными сетевыми организациями.
Исходные данные, необходимые для расчета задолженности за спорный период и процентов за пользование чужими денежными средствами, не ставились ответчиком под сомнение, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить обжалованные судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, полностью удовлетворив исковые требования.
Исходя из суммы удовлетворенных требований на основании пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 33 625 рублей 30 копеек.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с полным удовлетворением иска и кассационной жалобы судебные расходы, складывающиеся из сумм государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций, возлагаются на ответчика.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А46-8783/2010 отменить. Принять новый судебный акт. Иск удовлетворить. Взыскать с открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - 1 683 942 рублей 17 копеек - задолженности за услуги по передаче электрической энергии, 411 119 рублей 08 копеек - процентов за пользование чужими денежными средствами, 33 625 рублей 30 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - из федерального бюджета 166 374 рубля 70 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Омская энергосбытовая компания" в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, предусматривают при формировании регулируемых тарифов соблюдение требования об обоснованности расходов, включаемых в необходимую валовую выручку (далее - НВВ). В соответствии с пунктом 17 Основ, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
...
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежные сетевые организации), в соответствии с разделом 3 настоящих Правил.
По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии (пункт 34 Правил N 861)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июня 2011 г. N Ф04-3193/11 по делу N А46-8783/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3193/11
26.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13189/11
27.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13189/11
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3193/11
21.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-614/2011