г. Тюмень |
Дело N А46-13438/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Антипиной О.И.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБМАШ" на решение от 26.11.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13438/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИБМАШ" (644105, Омская область, г. Омск, ул. 22 Партсъезда, 98,В, ИНН 5529003668, ОГРН 1025501932862) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (644052, Омская область, г. Омск, ул. Северная 24-я, 171,А, ИНН 5503085553, ОГРН 1045504039184) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СИБМАШ" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 21.07.2010 N 10-18/019235 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 26.11.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Общество считает, что до вступления в силу изменений, внесенных приказом Минэкономразвития России от 02.11.2009 N 439 в приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 12:515 должна составлять 20 448 734 рубля, исходя из которой и должны определяться налоговые обязательства налогоплательщика.
Полагает, что суды необоснованно указали на преюдициальное значение кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20.01.2010 по делу N 2-3368/2010, поскольку налоговый орган не являлся стороной по вышеуказанному спору, а предметом спора являлись действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция по доводам Общества возражает, просит судебные акты по делу оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что Обществу принадлежит 1682/10000 доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 12:0515, площадью 18010 кв.м., с разрешенным использованием: для производственных целей под строения, относящийся к землям населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно производственного корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 22-го Партсъезда, д. 98 В.
Обществом в налоговый орган 20.01.2010 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2009 год, согласно которой налогоплательщик исчислил свои налоговые обязательства за рассматриваемый период в сумме 51 592 руб., исходя из кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 20 448 734 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка данной налоговой декларации.
В рамках проведенной проверки в качестве ответа на официальный запрос налоговым органом от Территориального отдела N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области получено письмо от 02.04.2010 N 07-06/1839 с указанием, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:040112:515 в период времени с 03.12.2008 по настоящее время не изменялась, с приложением кадастровой выписки о названном земельном участке от 30.03.2010 N 5536/201/10-2106, в котором его кадастровая стоимость составляет 84 811 251,20 руб. в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Налогоплательщиком были представлены возражения на акт камеральной налоговой проверки, в которых им указывалось, что при расчете суммы налога, внесенной в декларацию, руководствовался действующими актами, а именно: Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" и решением Центрального районного суда от 23.11.2009 по делу N 2-3368/09.
Решением от 21.06.2010 N 10-18/016335 налоговый орган провел дополнительные мероприятия налогового контроля, о чем составлен акт от 04.05.2010 N 10-18/011797 ДСП, в котором отмечена необоснованность применения кадастровой стоимости, определенной Обществом и подтверждается правильность применения кадастровой стоимости в размере 84 811 251,20 руб., определенной в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), и содержавшейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на начало проверяемого налогового периода.
С учетом существующих обстоятельств налоговым органом принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.07.2010 N 10-18/019235 ДСП, которым заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 32 477,40 руб., ему доначислен земельный налог в сумме 162 387 руб., а также пени за нарушение уплаты налога по состоянию на 21.06.2010 в размере 14 733,06 руб., кроме того налогоплательщику предложено внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 16.09.2010 N 16-17/13354 Управление Федеральной налоговой службы по Омской области решение Инспекции оставило без изменения.
Основанием для такого вывода послужило то обстоятельство, что налоговый орган при проведении, в том числе камеральных налоговых проверок, обязан руководствоваться сведениями, предоставляемыми Управлением Росреестра по Омской области. При этом по данным названного органа, кадастровая стоимость спорного земельного участка на 01.01.2009 составила 84 811 251,20 руб.
Считая, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суды исходили из того, что кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20.01.2010 действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка 55:36:04 01 12:0515 (равнозначно 55:36:040112:515) в размере 84 811 251,20 руб. признаны законными, а названная стоимость - не подлежащей исключению из государственного кадастра недвижимости.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
При этом судами установлено, что действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости в обозначенном выше размере и обязании исключить таковые характеристики из государственного кадастра недвижимости были оспорены в Центральном районном суде.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20.01.2010 решение Центрального районного суда г. Омска от 23.11.2009 по делу N 2-3368/2010 отменено, в удовлетворении требований отказано.
Учитывая положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные в рамках спора в суде общей юрисдикции, суды посчитали применимыми в данном случае, поскольку Общество в обоснование своей позиции привело доводы, уже оцененные в кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда.
Довод Общества о том, что суды необоснованно указали на преюдициальное значение данного кассационного определения, судами правомерно отклонен.
Суды отметили, что вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 20.01.2010 установлено обстоятельство законности действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 12:0515 в размере 84 811 251,20 руб.
Таким образом, подлежащий уплате земельный налог подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.11.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13438/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБМАШ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.И. Антипина |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом существующих обстоятельств налоговым органом принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.07.2010 N 10-18/019235 ДСП, которым заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 32 477,40 руб., ему доначислен земельный налог в сумме 162 387 руб., а также пени за нарушение уплаты налога по состоянию на 21.06.2010 в размере 14 733,06 руб., кроме того налогоплательщику предложено внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета.
...
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
...
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июня 2011 г. N Ф04-3223/11 по делу N А46-13438/2010