г. Тюмень |
Дело N А75-10011/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.
судей Лаптева Н.В.
Рябининой Т.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Нижневартовского района на решение от 09.12.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 21.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10011/2010 по заявлению администрации Нижневартовского района (628600, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 6; ОГРН 1028601870967, ИНН 8620008290) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (628012, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, 39/2; ОГРН 1038600007533, ИНН 8601021874) о признании недействительным плана лесного участка от 15.05.2006, о признании недействительным права собственности Российской Федерации на лесной участок.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - Гуляева Т. П., по доверенности N 1-35Д от 10.05.2011;
от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - Гранкина С. Г., по доверенности N 173 от 28.06.2011.
Суд установил:
Администрация Нижневартовского района обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Территориальное управление) о признании недействительным Плана лесного участка от 15.05.2008, выданного Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и составленного в отношении лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 86/05/008/2008/00:0000:00/00, расположенного по адресу: Тюменская область, Нижневартовский район, кв. 1, выд. 1-25, кв. 2, выд. 1-30, кв. 3, выд. 1-42, кв. 4, выд. 1-80, кв. 5, выд. 1-111, кв. 6, выд. 1-35, кв. 7, выд. 1-62, кв. 8, выд. 1-355, кв. 9, выд. 1-73, кв. 10, выд. 1-126, кв. 11, выд. 1-73, кв. 12, выд. 1-110, кв. 13, выд. 1-70, кв. 14, выд. 1- 133, кв. 15, выд. 1-183, кв. 16, выд. 1-115, кв. 17, выд. 1-19, кв. 18, выд. 1-8, кв. 19, выд. 1-13, кв. 20, выд. 1-30, кв. 21, выд. 1-75, кв. 22, выд. 1-12, кв. 23, выд. 1-31, кв. 24,выд. 1-87, кв. 25,выд. 1-62, кв. 26, выд. 1-58, кв. 27, выд. 1-32, кв. 28, выд. 1-30, кв. 29, выд. 1-86, кв. 30, выд. 1-33, кв. 31, выд. 1-152, кв. 32, выд. 1-124, о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на лесной участок в составе земель лесного фонда, расположенного по адресу: Тюменская область, Нижневартовский район, кв. 1, выд. 1-25, кв. 2, выд. 1-30, кв. 3, выд. 1-42, кв. 4, выд. 1-80, кв. 5, выд. 1-111, кв. 6, выд. 1-35, кв. 7, выд. 1-62, кв. 8, выд. 1-355, кв. 9, выд. 1-73, кв. 10, выд. 1-126, кв. 11, выд. 1-73, кв. 12, выд. 1-110, кв. 13, выд. 1-70, кв. 14, выд. 1-133, кв. 15, выд. 1-183, кв. 16, выд. 1-115, кв. 17, выд. 1-19, кв. 18, выд. 1-8, кв. 19, выд. 1-13, кв. 20, выд. 1-30, кв. 21, выд. 1-75, кв. 22, выд. 1-12, кв. 23, выд. 1-31, кв. 24, выд. 1-87, кв. 25, выд. 1-62, кв. 26, выд. 1-58, кв. 27, выд. 1-32, кв. 28, выд. 1-30, кв. 29, выд. 1-86, кв. 30, выд. 1-33, кв. 31, выд. 1-152, кв. 32, выд. 1-124, с условным номером N 86-72-16/021/2008-987, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.07.2008 за регистрационным номером N 86-72-16/021/2008-987.
Решением от 09.12.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 21.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Судебный акт мотивирован тем, что Территориальное управление представило в регистрирующий орган План лесного участка от 15.05.2008 с картой-схемой расположения и границами лесного участка, подготовленный Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Доказательств того, что в состав спорного лесного участка входят земельные участки с иными различными категориями земель, не представлено.
В кассационной жалобе администрация Нижневартовского района, ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных актов, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суд не исследовал документы, представленные на регистрацию права собственности, вследствие чего не была раскрыта их порочность; судом не исследованы договоры аренды, по которым администрация Нижневартовского района земельные участки передала в аренду юридическим лицам; регистрирующий орган необоснованно произвел государственную регистрацию права собственности в виду наличия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. Указывает, что в материалы дела представлялись выкопировки с местности и Планы границ категорий земель, повторяющие те границы земельных участков и выделов, по которым имеется спор.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (в соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 года N 63 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом поХанты-Мансийскому автономному округу - Югре переименовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре), действуя в интересах Российской Федерации, во исполнение пункта 4 протокола совещания от 13.12.2007 N 14-17/0150 обратилось 11.06.2008 в Нижневартовский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее - регистрирующий орган) с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный лесной участок.
На государственную регистрацию были представлены: заявление от 11.06.2008 вх. N 16/021/2008-987, доверенность на представителя от 29.05.2008 N 308-д, План лесного участка от 15.05.2008.
10.07.2008 регистрирующим органом произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществления охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности; образовательной деятельности; осуществление рекреационной, адрес объекта: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Нижневартовское лесничество, кв. 1, выд. 1-25, кв. 2 выд. 1-30, кв. 3 выд. 1-42, кв. 4 выд. 1-80, кв. 5 выд. 1-111, кв. 6 выд. 1-35, кв. 7, выд. 1-62, кв. 8 выд. 1-355, кв. 9 выд. 1-73, кв. 10 выд. 1-126, кв. 11 выд. 1-73, кв. 12 выд. 1-110, кв. 13, выд. 1-70, кв. 14 выд. '31-133, кв. 15 выд. 1-183, кв. 16 выд. 1-115, кв. 17 выд. 1-19, кв. 18 выд. 1-8, кв. 19, выд. 1-113, кв. 20 выд. 1-30, кв. 21 выд. 1-75, кв. 22 выд. 1-12, кв. 23 выд. 1-31, кв. 24 выд. 1-87, кв. 25, выд. 1-62, кв. 26 выд. 1-58, кв. 27 выд. 1-32, кв. 28 выд. 1-30, кв. 29 выд. 1-86, кв. 30 выд. 1-33, кв. 31, выд. 1-152, кв. 32 выд. 1-124, кадастровый (или условный) номер: 86-72-16/021/2008-987, о чем выдано свидетельство серия 72 НК 976378.
Истец, полагая, что правовых оснований для обращения за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на лесной участок у ответчика не имелось, обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости".
Статья 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" регламентирует особенности процедуры предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 01 января 2010 года. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета осуществляется их государственный учет.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции правомерно исходили из того, что для проведения государственной регистрации прав на лесные участки, если ранее не был осуществлен государственный кадастровый учет таких лесных участков, регистрирующему органу может быть представлен план лесных участков, заверенный органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Поскольку ответчиком в регистрирующий орган был предоставлен План лесного участка от 15.05.2008 с картой-схемой расположения и границами лесного участка, подготовленный Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оснований для отказа или приостановления государственной регистрации права собственности Российской Федерации не имелось.
Довод заявителя жалобы о том, что на спорном земельном участке имеются другие земельные участки, которые Администрация Нижневартовского района передала в аренду юридическим лицам, обоснованно отклонен судом со ссылкой на недоказанность данного обстоятельства.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.12.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 21.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10011/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости".
Статья 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" регламентирует особенности процедуры предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 01 января 2010 года. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета осуществляется их государственный учет.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июня 2011 г. N Ф04-3287/11 по делу N А75-10011/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13858/11
14.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13858/11
29.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3287/11
21.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-945/2011