город Тюмень |
Дело N А27-11522/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 30 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Лукьяненко М.Ф.
Рябининой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой А.Г. рассмотрел в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи кассационные жалобы Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.12.2010 (судья Петракова С.Е.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 (судьи Усанина Н.А., Журавлёва В.А., Колупаева Л.А.) по делу N А27-11522/2010 по заявлению Администрации города Кемерово (город Кемерово, ИНН 4207023869, ОГРН 1034205011610) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (город Кемерово, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (город Кемерово, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830) о признании решения незаконным.
Другие лица, участвующие в деле: Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации.
В заседании приняли участие представители:
от Администрации города Кемерово - Ляпина Е.А. по доверенности от 12.01.2011 N 01-32/36 и Лаптева Е.В. по доверенности от 12.01.2011;
от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области - Санина Е.С. по доверенности от 12.01.2011;
от Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации - Намаконова Е.Г. по доверенности от 17.06.2011 и Борщенко П.А. по доверенности от 17.06.2011.
Суд установил:
Администрация города Кемерово (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - Учреждение) от 15.12.2009 N 4200/000/09-67707 об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131, о признании незаконным акта от 16.02.2010 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131; о возложении на Учреждение обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 238 862 724 рублей 12 копеек, удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562 рублей 68 копеек за кв. метр; возложении на Учреждение обязанности внести в ГКН сведения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 "земли производственной застройки", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 094 923 328 рублей 43 копеек, удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 579 рублей 27 копеек.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.12.2010 требования Администрации удовлетворены в части: признано незаконным решение Учреждения от 15.12.2009 N 4200/000/09-67707 об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131; акт Управления Росреестра "Об определении кадастровой стоимости земельных участков" от 16.02.2010 в части касающейся земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131, с возложением на Учреждение обязанности повторно рассмотреть заявление Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (далее - ОАО "Кузбассэнерго") об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 от 27.11.2009.
Руководствуясь положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 1 и пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса), статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительного кодекса), статьи 16, пункта 9 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), суд первой инстанции исходил из того, что вид разрешённого использования, установленный обжалуемым решением, не соответствует фактическому, решение Учреждением принято на основании неполного пакета документов, не подтверждающих достоверность и обоснованность вида разрешённого использования "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры".
Так как вопрос о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 к тому или иному виду разрешённого использования не разрешён, суд возложил на Учреждение обязанность повторно рассмотреть заявление ОАО "Кузбассэнерго" об изменении вида разрешённого использования.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 решение арбитражного суда изменено. Из резолютивной части решения исключена обязанность Учреждения по повторному рассмотрению заявления ОАО "Кузбассэнерго" об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 от 27.11.2009. В остальной части решение оставлено без изменения.
Апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда о несоответствии установленного обжалуемым решением вида разрешённого использования спорного земельного участка фактическому, а также о проведении процедуры изменения вида разрешённого использования с нарушением требований градостроительного регламента и в отсутствие всех необходимых документов. Сведения, внесённые в ГКН, противоречат Правилам землепользования и застройки в городе Кемерово, утверждённых Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75 (далее - Правила землепользования и застройки).
Изменяя решение арбитражного суда, суд апелляционной инстанции указал, что вопрос о принадлежности земельного участка к тому или иному виду разрешённого использования выходит за пределы заявленных требований.
Не согласившись с выводами, Управление Росреестра, Учреждение и ОАО "Кузбассэнерго" подали кассационные жалобы, в которых просят решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении заявления Администрации отказать.
В кассационной жалобе Управление Росреестра и Учреждение указывают, что выводы судов сделаны без учёта положений пункта 2 статьи 7, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, статьи 37 Градостроительного кодекса, статей 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в соответствии с которыми собственник земельного участка вправе самостоятельно, без согласования с органами власти, выбрать вид разрешённого использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом. Может быть выбран как основанной, так и вспомогательный вид разрешённого использования. Основания для отказа в осуществлении кадастрового учёта или его приостановления отсутствовали, так как представлены все необходимые документы.
По мнению ОАО "Кузбассэнерго", спорное решение принято в соответствии с вышеуказанными нормами материального права, поскольку процедура изменения вида разрешённого использования земельного участка инициирована в целях приведения вида разрешённого использования земельного участка, указанного в ГКН, фактическому. Ограничения на установление вспомогательного вид разрешённого использования не установлены. ОАО "Кузбассэнерго" представлены все необходимые документы.
В отзыве Администрация возражает против доводов кассационных жалоб, просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц поддержали доводы кассационных жалоб, просили их удовлетворить. Представитель заявителя возражал против их доводов и просил отказать в удовлетворении кассационных жалоб.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как установил суд первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 04.12.2002 N 85 ОАО "Кузбассэнерго" является собственником земельного участка общей площадью 424 509 кв. метров с кадастровым номером 42:24:0101026:131, местоположение которого относительно адреса: город Кемерово, Заводский район, посёлок Предзаводской, ГСП-4 (далее - земельный участок).
На земельном участке расположено предприятие Ново-Кемеровская ТЭЦ.
Согласно технической документации энергетического производственно-технологического комплекса тепловой электрической станции Ново-Кемеровская ТЭЦ - тепловая электростанция, предназначенная для производства тепловой и электрической энергии.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области" в отношении земельного участка утверждена кадастровая стоимость в размере 1 094 923 328 рублей 43 копейки удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 579 рублей 27 копеек за один кв. метр.
Данные сведения были внесены в ГКН.
27.11.2009 ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации изменения вида разрешённого использования земельного участка.
По результатам рассмотрения данного заявления Учреждение (в рамках полномочий, предоставленных в период спорных правоотношений) вынесло решение от 15.12.2009 N 4200/000/09-67707 "Об учёте изменений объекта недвижимости" о внесении сведений о новых значениях разрешённого использования земельного участка.
На основании данного решения, Актом определения кадастровой стоимости Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 16.02.2010 утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 238 862 724 рублей 12 копеек, исчисленная в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категорий земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 562,68 руб. за один кв. метр, (утверждён Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)), на площадь земельного участка.
ОАО "Кузбассэнерго" выдан паспорт кадастрового учёта (выписка из ГКН) от 18.02.2010 N 4200/001/10-56430.
Согласно данным кадастрового учёта разрешённое использование земельного участка определено как "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры" и отнесено по "Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов", утверждённых Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, к 13 виду разрешённого использования, как земельный участок, предназначенный для размещения объектов, необходимых для эксплуатации сооружений энергетики.
До внесения изменений в кадастровый учёт вид разрешённого использования спорного земельного участка в целях проведения кадастровой оценки определён как "9", кадастровая стоимость 1 094 923 328 рублей 43 копейки.
Полагая, что при внесении изменений в кадастровый учёт допущены нарушения требований законодательства, а также прав Администрации города Кемерово в области налогового и земельного законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 13 Гражданского кодекса, часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учёт и ведение ГКН осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения ГКН.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ указанные полномочия органа кадастрового учёта на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделённые в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учёта. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Ведение ГКН на основании пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
Приказом Управления Роснедвижимости от 10.06.2008 N 113 должностным лицам ФГУ "Земельная кадастровая палата" делегированы полномочия по принятию, в числе прочих, решений о постановке на учёт объекта недвижимости, об учёте изменений характеристик объекта недвижимости.
В период совершения обжалуемых действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" осуществляло проверку документов, представляемых для проведения государственного учёта, на наличие необходимых для учёта сведений и их соответствие сведениям, содержащимся в кадастре, а также на отсутствие в них иных оснований для отказа или приостановления государственного кадастрового учёта (пункт 2.2 Устава); проверку документов на полноту и непротиворечивость содержащихся в них сведений (пункт 2.2.3 Устава); государственный кадастровый учёт земельных участков (включая постановку на учёт вновь образованных земельных участков, учёт текущих изменений характеристик существующих земельных участков) (пункт 2.2.6 Устава).
Таким образом, выводы арбитражного суда о наличии полномочий у заинтересованных лиц для ведения ГКН законны и обоснованы.
Порядок кадастрового учёта определён следующим.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учёт объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 указанного закона сведений, осуществляется, если иное не установлено законом, на основании представляемых в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с данным законом для осуществления такого учёта документов.
В силу подпунктов 11, 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в ГКН вносятся, в том числе, дополнительные сведения о земельном участке: о кадастровой стоимости (дата утверждения результатов определения такой стоимости); о разрешённом использовании.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ определено, что при кадастровом учёте земельного участка в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка в орган кадастрового учёта должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешённое использование земельного участка.
В соответствии со статьёй 33 Градостроительного кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться за внесением изменений в Правила землепользования и застройки - изменить градостроительный регламент либо границы территориальных зон.
Поскольку вид разрешённого использования, внесённый в ГКН обжалуемыми ненормативными актами (линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры - N 13 Типового перечня), не соответствует фактическому использованию земельного участка, на котором расположен объект - Ново-Кемеровская ТЭЦ, отвечающему 10 виду разрешённого использования "земли под сооружениями тепловой энергетики", решение Учреждения от 15.12.2009 N 4200/000/09-67707 и принятый на его основе акт Управления Росреестра об определении кадастровой стоимости обоснованно признаны незаконными.
Основания для повторного рассмотрения заявления ОАО "Кузбассэнерго" об изменении вида разрешённого использования земельного участка на 13 вид разрешённого использования Типового перечня (линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры) отсутствуют, поскольку последним не представлены доказательства отнесения объекта Ново-Кемеровская ТЭЦ к данному виду.
Кроме того, по сведениям ГКН по состоянию на 01.01.2011 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 составляет 1 048 834 386 рублей 30 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости - 2 470 рублей 70 копеек, вид разрешённого использования - "производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива I - II класса вредности".
Доводы кассационных жалоб, направленные на переоценку обстоятельств установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.12.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по делу N А27-11522/2010 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 указанного закона сведений, осуществляется, если иное не установлено законом, на основании представляемых в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с данным законом для осуществления такого учёта документов.
В силу подпунктов 11, 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в ГКН вносятся, в том числе, дополнительные сведения о земельном участке: о кадастровой стоимости (дата утверждения результатов определения такой стоимости); о разрешённом использовании.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ определено, что при кадастровом учёте земельного участка в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка в орган кадастрового учёта должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешённое использование земельного участка.
В соответствии со статьёй 33 Градостроительного кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться за внесением изменений в Правила землепользования и застройки - изменить градостроительный регламент либо границы территориальных зон."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. N Ф04-3325/11 по делу N А27-11522/2010