г. Тюмень |
Дело N А03-13001/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.
судей Лаптева Н.В.
Фроловой С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ключевского района Алтайского края на решение от 30.11.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья Кириллова Т.Г.) и постановление от 22.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х, Кулеш Т.А., Солодилов А.В.) по делу N А03-13001/2010 по иску открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650000, г. Кемерово, Пионерский б-р, 4, А, ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935) к администрации муниципального образования Ключевский район Алтайского края (658980, Алтайский край, Ключевский район, с. Ключи, ул. Центральная, 22, ИНН 2248001846, ОГРН 1022202315464), обществу с ограниченной ответственностью "Тепло-Инвест" (658990, Алтайский край, Ключевский район, с. Истимис, ул. Кирова, 2, А, ИНН 2248005248, ОГРН 1082235000462) о взыскании задолженности и неустойки по договору поставки.
В заседании приняли участие представители от открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - Красикова А.В. представитель по доверенности от 23.12.2010 N 916-2010/УК.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "Кузбассразрезуголь", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации, к администрации Ключевского района Алтайского края (далее - администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Тепло-Инвест" (далее по тексту - ООО "Тепло-Инвест", Общество) о взыскании с ответчиков солидарно 457 912 рублей задолженности по оплате поставленного угля, 229 776,58 рублей неустойки за период с 17.01.2010 по 23.11.2010, предусмотренной пунктом 9 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Исковые требования со ссылкой на статьи 323, 363, 532 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы ответственностью администрации как поручителя в силу закона.
Решением от 30.11.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 22.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (с учетом определения об исправлении описки от 26.04.2011), исковые требования ОАО "Кузбассразрезуголь" удовлетворены, с администрации и ООО "Тепло-Инвест" взыскано солидарно 457 912 рублей долга и 229 776,58 рублей неустойки.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления администрацией в установленном законом порядке муниципальной гарантии за ненадлежащее исполнение обязательств ООО "Тепло-Инвест", соответственно, суды неправомерно взыскали солидарно с администрации долг и неустойку.
ОАО "Кузбассразрезуголь" с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией (заказчик) и ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (поставщик) 03.08.2009 был заключен муниципальный контракт N 3037/09-2 (далее - муниципальный контракт) на поставку угла для нужд муниципального образования Ключевский район Алтайского края, предметом которого является поставка угля в целях обеспечения в отопительном сезоне 2009-2010 годов для нужд муниципального образования Ключевский район.
Согласно пункту 1.2 муниципального контракта, поставщик обязуется поставить уголь покупателям, указанным в разнарядке на поставку угля, являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик гарантирует оплату поставленного угля.
Пунктами 4.2.2 и 4.2.3 муниципального контракта заказчик взял на себя обязанность по своевременной оплате покупателями поставленного угля в соответствии с условиями контракта, а в случае просрочки платежей покупателями обязуется оплатить полученный покупателями уголь в полном объеме.
ООО "Тепло-Инвест" (покупатель) и ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (поставщик) 05.08.2009 заключен договор N 3563/09-2 на поставку угля на основании муниципального контракта от 03.08.2009 г.. N 3037/09-2, согласно пунктам 4.1, 4.5. которого, цена одной тонны угля определена сторонами в сумме 1 505 рублей, оплата угля производится по мере его поставки в адрес покупателя на основании счета-фактуры в течение 30 дней с момента получения угля и всех необходимых сопроводительных документов путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика.
В связи с неисполнением ООО "Тепло-Инвест" обязанности по оплате поставленного угля и оставлением без удовлетворения претензии истца о необходимости исполнения договорных обязательств, последний обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчиков солидарно суммы задолженности по договору и неустойки в соответствии с частью 9 статьи 9 Закона N 94-ФЗ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из
доказанности факта поставки товара в адрес ответчика и отсутствия его оплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
В силу статьи 363 Гражданского кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Муниципальный контракт не содержит условий о субсидиарной ответственности, а устанавливает солидарную ответственность заказчика и покупателя.
Оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами права, суды, установили, что муниципальный контракт не содержит условий о субсидиарной ответственности, и сделали правильный вывод о том, что администрация, являясь заказчиком, несет перед ОАО "Кузбассразрезуголь" солидарную ответственность по оплате поставленного угля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании пункта 5.1. муниципального контракта исполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего контракта стороны несут взаимную ответственность. Ответственность сторон в иных случаях определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.5. муниципального контракта).
Статьей 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ установлено право требовать в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, уплаты неустойки (штрафа, пени) в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств и положений названных норм права, суды, установив факт ненадлежащего исполнения обязательств по оплате за полученный товар (уголь), сделали правильный вывод, о взыскании с ответчиков солидарно долга, поскольку, являясь заказчиком по контракту, администрация несет перед истцом солидарную ответственность по оплате поставленного ОАО "Кузбассразрезуголь" товара, а также неустойки, начисленной на основании части 9 статьи 9 Закона N 94-ФЗ.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов суда апелляционной инстанции по делу и направлены на их переоценку, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Администрация Ключевского района Алтайского края является государственным органом, выступающим по настоящему делу в качестве ответчика, а потому, согласно подпункту 1.1. пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введенному Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ), освобождена от уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.11.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 22.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13001/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Администрации Ключевского района Алтайского края возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 06.05.2011 N 300735.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
...
Статьей 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ установлено право требовать в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, уплаты неустойки (штрафа, пени) в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств и положений названных норм права, суды, установив факт ненадлежащего исполнения обязательств по оплате за полученный товар (уголь), сделали правильный вывод, о взыскании с ответчиков солидарно долга, поскольку, являясь заказчиком по контракту, администрация несет перед истцом солидарную ответственность по оплате поставленного ОАО "Кузбассразрезуголь" товара, а также неустойки, начисленной на основании части 9 статьи 9 Закона N 94-ФЗ.
...
Администрация Ключевского района Алтайского края является государственным органом, выступающим по настоящему делу в качестве ответчика, а потому, согласно подпункту 1.1. пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введенному Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ), освобождена от уплаты государственной пошлины."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. N Ф04-3518/11 по делу N А03-13001/2010