г. Тюмень |
Дело N А03-17693/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу гражданина Граматного Леонида Яковлевича на решение от 16.02.2011 (судьи Русских Е.В., Дружинина Н.М., Музюкин Д.В.) Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 12.05.2011 (судьи Колупаева Л.А., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-17693/2010 по заявлению гражданина Граматного Леонида Яковлевича (659322, Алтайский край, г. Бийск, ул. Декабристов, д. 12/1) к Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края (656049, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 59, ИНН 2221017310, ОГРН 1022200910379) об оспаривании нормативного правового акта.
Суд установил:
Гражданин Граматный Леонид Яковлевич обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края (далее - Управление) о признании недействующим решения от 23.12.2009 N 286 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям закрытым акционерным обществом "Бийскэнергосбыт".
Решением от 16.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленного гражданином Граматным Л.Я. требования отказано.
Постановлением от 12.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе гражданин Граматный Л.Я., ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым удовлетворить заявленное им требование и указать судам на отсутствие полномочий по проведению независимой экспертизы оспариваемого акта на коррупционность.
По мнению заявителя, оспариваемое им решение от 23.12.2009 N 286 не соответствует приказу Федеральной службы по тарифам от 22.09.2009 N 217-э/3 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2010 год" и является саботажем исполнения Федерального закона от 25.12.2008 N 273 "О противодействии коррупции", Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2011 N 160 "О национальной стратегии противодействия коррупции", Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 N 92 "Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупционность", приказа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2009 N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Указа Президента РФ следует читать как "от 13.04.2010 г.N 460"
В отзыве на кассационную жалобу Управление, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить решение от 16.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При этом Управление указывает, что апелляционной инстанцией была ошибочно принята к производству и рассмотрена апелляционная жалоба гражданина Граматного Л.Я. на судебный акт, принятый по делу об оспаривании нормативного правого акта и не подлежащий обжалованию в порядке апелляционного судопроизводства.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что постановление от 12.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда необходимо отменить и оставить в силе решение от 16.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 23.12.2009 N 286, опубликованным в газете "Алтайская правда" от 30.12.2009, для потребителей муниципального образования город Бийск установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ЗАО "Бийскэнергосбыт", в следующем размере: для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей) - 354,88 руб./Гкал (без учета НДС); для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии - 675,33 руб./Гкал (без учета НДС).
Полагая, что решение Управления от 23.12.2009 N 286 не соответствует действующему законодательству, гражданин Граматный Л.Я. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим данного нормативного правого акта.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного гражданином Граматным Л.Я. требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статьям 1, 2, 4 действовавшего в рассматриваемый период Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) тарифы на тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней.
Статьей 5 названного Закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке.
Согласно статье 6 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 4.40 Положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 03.07.2009 N 292 (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде), к полномочиям Управления относилось установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.
ЗАО "Бийскэнергосбыт" в этот период времени являлось организацией, осуществлявшей покупку тепловой энергии у производителя такой энергии - общества с ограниченной ответственностью "Бийскэнерго" с последующей реализацией её потребителям.
Таким образом, ЗАО "Бийскэнергосбыт" являлось энергоснабжающей организацией, тарифы на тепловую энергию для которой подлежали государственному регулированию Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 53 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Федеральная служба по тарифам устанавливает не позднее 2 недель с даты внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предельные минимальный и (или) максимальный уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Указанные предельные уровни регулируемых тарифов могут устанавливаться как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций), поставляющих электрическую энергию (мощность) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по регулируемым тарифам (ценам).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по тарифам (далее - ФТС России) от 22.09.2009 N 217-э/3 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2010 год" установлены и введены в действие с 1 января 2010 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъектам Российской Федерации, без учета дифференциации по видам теплоносителя, термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению) и системам централизованного теплоснабжения на 2010 год.
Для Алтайского края предельный минимальный уровень тарифа установлен в размере 386,29 руб., предельный максимальный уровень тарифа - в размере 389,71 руб.
При этом средний тариф рассчитывался как отношение суммарной выручки производителей тепловой энергии в целом по субъекту Российской Федерации (без учета стоимости услуг по передаче тепловой энергии и сбытовых услуг) и суммарного отпуска тепловой энергии.
Следовательно, тарифы на тепловую энергию, производимую конкретной электростанцией, осуществляющей производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, могут быть выше или ниже утвержденных приказом ФСТ России предельных уровней тарифов при условии соответствия тарифов, рассчитанных в среднем по субъекту Российской Федерации, таким предельным уровням.
Рассчитанный в среднем по Алтайскому краю тариф на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2010 год составляет 387,97 руб./Гкал (без учета НДС), что соответствует предельным уровням, утвержденным приказом ФСТ России от 22.09.2009 N 217-э/3.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения от 16.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края.
Доводы гражданина Граматного Л.Я. об отсутствии у суда полномочий по проведению независимой экспертизы оспариваемого акта на коррупционность являются несостоятельными, поскольку в рассматриваемых правоотношениях суд первой инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, осуществлял проверку оспариваемого акта не на коррупционность, а на соответствие его имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, действующим в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Вместе с тем частью 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству установит, что апелляционная жалоба подана на судебный акт, который в соответствии с Кодексом не обжалуется в порядке апелляционного производства.
В случае, когда суд апелляционной инстанции ошибочно принял к производству апелляционную жалобу на судебный акт, не подлежащий обжалованию в порядке апелляционного производства, производство по жалобе подлежит прекращению по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Следовательно, рассмотрев апелляционную жалобу на судебный акт, не подлежащий обжалованию в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции нарушил указанные процессуальные нормы и превысил свои полномочия.
На этом основании постановление от 12.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, производство по апелляционной жалобе гражданина Граматного Л.Я. на решение от 16.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края - прекращению.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 12.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-17693/2010 Арбитражного суда Алтайского края отменить.
Производство по апелляционной жалобе гражданина Граматного Леонида Яковлевича на решение от 16.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края по этому делу прекратить.
Решение от 16.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству установит, что апелляционная жалоба подана на судебный акт, который в соответствии с Кодексом не обжалуется в порядке апелляционного производства.
В случае, когда суд апелляционной инстанции ошибочно принял к производству апелляционную жалобу на судебный акт, не подлежащий обжалованию в порядке апелляционного производства, производство по жалобе подлежит прекращению по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
...
На этом основании постановление от 12.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, производство по апелляционной жалобе гражданина Граматного Л.Я. на решение от 16.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края - прекращению.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:"
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июля 2011 г. N Ф04-3620/11 по делу N А03-17693/2010
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14220/11
25.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14220/11
15.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3620/11
12.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2871/11