г. Тюмень |
Дело N А27-12835/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.
судей Лаптева Н.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интера" на постановление от 25.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодилов А.В., Жданова Л.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-12835/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интера" (650021, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Грузовая, 21, В, ИНН 4205052952, ОГРН 1034205053706) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, проспект Октябрьский, 3, Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (101000, г. Москва, пер. Гусятников, 11, СТР.1, ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (650070, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 21, ИНН 1024200721830, ОГРН 4205003426) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Автоагрегат-Два", общество с ограниченной ответственностью "Алтея".
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Интера" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Федеральному государственному учреждению "земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата) о признании недостоверным результата кадастровой оценки земельного участка общей площадью 41506,72 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1, с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218 406 700, 37 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости - 5 261, 96 руб. за кв.м), проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля"; признании незаконными действий Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик (конкретных значений) удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 261, 96 руб. за один квадратный метр и общей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218 406 700, 37 руб.; обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Автоагрегат-Два" и общество с ограниченной ответственностью "Алтея".
Решением от 11.01.2011 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 25.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено в части удовлетворения требований заявителя. Принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В части возврата Обществу из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 руб. оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель полагает, что сведения о кадастровой стоимости являются недостоверными, получены в нарушение пунктов 2.2.5-2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Также заявитель указывает, что имело место значительное увеличение удельных показателей, которое осуществлено произвольно, без учета установленных законом факторов, соблюдения установленной процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель.
ФГУП "ФКЦ "Земля" с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Кемеровской области просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101016:78 по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 02.04.2010 N 4200/001/10-115615 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 составляет 218 406 700,37 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5 261,96 руб. за кв.м.
Согласно отчету оценочной организации - Кузбасская Торгово- промышленная палата от 27.07.2010 N 7/98, рыночная стоимость земельного участка общей площадью 41 507 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1, кадастровый номер 42:24:0101016:78 определена в сумме 25 860 000 руб.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости названного земельного участка относительно его рыночной стоимости, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемых действий органа кадастрового учета, а так же отсутствии нарушений прав и интересов Общества.
Кассационная инстанция соглашается с выводами апелляционного арбитражного суда, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Из материалов дела следует, что при совершении оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельного участка, Управление Росреестра руководствовалось положениями Федерального закона "О государственном земельном кадастре", а также Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с этим, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком" возможно только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218 406 700 руб. определена Управлением Росреестра в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, исходя из среднего уровня удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 5 261,96 руб. Значение кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка в размере 218 406 700 руб. получено в результате умножения площади земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, заявителем не представлено.
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя Общества, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления.
Оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 25.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12835/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с этим, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и абзаца 4 пункта 1 информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком" возможно только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
...
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя Общества, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2011 г. N Ф04-3410/11 по делу N А27-12835/2010
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1772/11
19.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3410/11
25.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1772/11
11.01.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12835/10