г. Тюмень |
Дело N А03-15564/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Абсалямова А.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на постановление от 20.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодилов А.В., Жданова Л.И., Павлюк Т.В.) по делу N А03-15564/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (656000, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Короленко, 118, 11, ИНН 2222077463, ОГРН 1082222009011) к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (656035, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 64, ИНН 2221017172, ОГРН 1022200918376) о признании распоряжения незаконным.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - заявитель, ООО "Лидер") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным распоряжения от 19.10.2010 N 3629 об отказе в размещении автозаправочного комплекса с сервисным обслуживанием водителей и пассажиров на земельном участке общей площадью 0,105 га, расположенном по адресу: город Барнаул, проспект Ленина/проспект Космонавтов, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Порядку предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48, а также обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Лидер" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Решением от 27.01.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) заявленные требования удовлетворены, распоряжение Управления от 19.10.2010 N 3629 об отказе ООО "Лидер" в размещении автозаправочного комплекса с сервисным обслуживанием водителей и пассажиров на земельном участке общей площадью 0,105 га, расположенном по адресу: город Барнаул, проспект Ленина/проспект Космонавтов, признано незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации и Порядку предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48.
Суд первой инстанции обязал Управление принять решение о предварительном согласовании ООО "Лидер" места размещения автозаправочного комплекса с сервисным обслуживанием водителей и пассажиров на земельном участке общей площадью 0,105 га, расположенном по адресу: город Барнаул, проспект Ленина/проспект Космонавтов, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Постановлением от 20.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований ООО "Лидер" отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Лидер" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции применил неподлежащий применению пункт 18 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Применение указанной нормы права привело к несоответствию выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции.
Как полагает заявитель, отказом в предварительном согласовании места размещения объекта нарушаются его права на последующее приобретение земельного участка в аренду в целях использования в предпринимательской деятельности; доказательства принятые судом апелляционной инстанции безусловно не подтверждают расположение спорного земельного участка на землях общего пользования или в границах, либо за пределами красных линий; оспариваемое распоряжение от 08.04.2010 N 1331 лишает его права обратиться с заявлением о выборе земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Управление обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, 27.01.2010 ООО "Лидер" обратилось в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением N 372 о выборе земельного участка общей площадью 1050 кв.метров, расположенном по адресу: город Барнаул, проспект Ленина/проспект Космонавтов, согласно схеме для строительства автозаправочного комплекса с сервисным обслуживанием водителей и пассажиров.
Во исполнение пункта 2.4. Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48, Управление направило в Администрацию города Барнаула письмо от 01.02.2010 исх. N ЛЛ-753 для рассмотрения возможности выбора и предоставления данного участка.
19.10.2010 Комитет по строительству, архитектуре и развитию города представил в Управление пакет документов для принятия решения в отношении запрашиваемого ООО "Лидер" земельного участка, в том числе акт выбора земельного участка от 01.09.2010 N 115.
В акте о выборе земельного участка для строительства от 01.09.2010 N 115 зафиксировано, что размещение объекта не соответствует градостроительным, санитарным, экологическим нормам (правилам), документации по территориальному планированию, планировке территории.
19.10.2010 Управление вынесло распоряжение N 3629 об отказе заявителю в размещении вышеназванного объекта. Отказ мотивирован ссылкой на то обстоятельство, что строительство на указанном земельном участке повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил - участок расположен на территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Полагая, что указанным распоряжением от 19.10.2010 N 3629 нарушены законные права и интересы ООО "Лидер", распоряжение вынесено с нарушением норм действующего законодательства, заявитель обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании распоряжения незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, согласился с доводами заявителя и сделал вывод об отсутствии у Управления предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании ООО "Лидер" места размещения объекта.
Отменяя решение суда первой инстанции, арбитражный апелляционный суд указал, что испрашиваемый земельный участок находится за пределами красных линий, относится к территории общего пользования и строительство автозаправочного комплекса на указанном земельном участке повлечет нарушение, в том числе, санитарных норм и правил.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Одними из принципов регулирования земельных отношений являются:
приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Участники земельных отношений обязаны следовать этим принципам.
Из смысла пункта 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ следует, что при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов.
Из изложенных норм следует, что развитие территорий, строительство - упорядоченные процессы, выбор земельного участка для таких целей должен соответствовать градостроительным, санитарным, экологическим нормам, учитывать мнение общественности, интересы населения.
Из названных норм не следует правило обязательного согласования размещения объекта в месте, которое указывает заявитель.
Судами обеих инстанций установлено, что рассматриваемом случае отказ заявителю в размещении вышеназванного объекта обусловлен нахождением запрашиваемого участка на территории общего пользования.
По участку проходят сети водоснабжения и электрокабель, растут деревья и кустарники ценных пород, участок прилегает к проспекту Ленина, центральной части города.
Спорное распоряжение об отказе в размещении автозаправочного комплекса принято со ссылками на условия, предусмотренные вышеизложенными правилами, и соответствует этим правилам.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с установленными требованиями испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен ООО "Лидер" под строительство автозаправочного комплекса и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для других выводов не имеется (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указание судом апелляционной инстанции на пункт 18 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации само по себе не привело к принятию не правильного судебного акта и не влечет безусловную отмену этого судебного акта.
Оснований для принятия доводов кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 20.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-15564/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Абсалямов |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
...
приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Из смысла пункта 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ следует, что при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов.
...
Указание судом апелляционной инстанции на пункт 18 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации само по себе не привело к принятию не правильного судебного акта и не влечет безусловную отмену этого судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2011 г. N Ф04-3887/11 по делу N А03-15564/2010