г. Тюмень |
Дело N А27-12885/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстек" N Ф04-3851/2011 (13061-А27-21) на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) N 07АП-1959/11 по делу N А27-12885/2010 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транстек" (ИНН 4205035629, ОГРН 1024200677885) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Заинтересованными лицами в деле участвуют: Коллегия администрации Кемеровской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транстек" 31.08.2010 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата"), уточненным в ходе разбирательства дела, о признании незаконными действий Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 51 640 кв. метров с кадастровым N 42:15:0103007:0019, расположенного в рабочем поселке Тяжинский Тяжинского района Кемеровской области по улице Пролетарская, 2, в сумме 39 436 435 рублей 20 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 763 рублей 68 копеек за 1 кв. метр.
Также заявитель просил обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 51 640 кв. метров с кадастровым N 42:15:0103007:0019 в сумме 39 436 435 рублей 20 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 763 рублей 68 копеек за 1 кв. метр.
Собственник земельного участка мотивировал требование нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
К участию в деле привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") и Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 12.01.2011 Арбитражный суд Кемеровской области признал незаконными действия Управления Росреестра, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 51 640 кв. метров с кадастровым N 42:15:0103007:0019 в сумме 39 436 435 рублей 20 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 763 рублей 68 копеек за 1 кв. метр.
На ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области возложена обязанность по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка площадью 51 640 кв. метров с кадастровым N 42:15:0103007:0019 в сумме 39 436 435 рублей 20 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 763 рублей 68 копеек за 1 кв. метр.
Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверке отчета оценщика органом кадастрового учета.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Транстек".
Суд апелляционной инстанции исходил из законности оспариваемых действий органа кадастрового учета, а также отсутствия нарушения прав и интересов заявителя.
В кассационной жалобе ООО "Транстек" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Заявитель считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании постановления об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков.
Также заявитель ссылается на отсутствие надлежащего контроля за ходом проведения работ, доказательств построения статистических моделей, доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации о земельных участках, а также надлежащей предварительной и полной проверки отчета, подготовленного ФГУП "ФКЦ "Земля".
ФГУП "ФКЦ "Земля" ходатайствует о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, считает постановление суда апелляционной инстанции законным.
Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата", Коллегия администрации Кемеровской области отзывы на кассационную жалобу ООО "Транстек" не направили, извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
От ООО "Транстек" поступило ходатайство о приостановлении кассационного производства до изготовления в окончательной форме и публикации постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по другому делу N А27-4849/2010 Арбитражного суда Кемеровской области по аналогичной категории спора.
Руководствуясь статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции отклоняет ходатайство заявителя о приостановлении кассационного производства в рамках настоящего дела.
Проверив законность постановления суда апелляционной инстанции, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО "Транстек" является собственником земельного участка площадью 51 640 кв. метров с кадастровым N 42:15:0103007:0019, расположенного в рабочем поселке Тяжинский по улице Пролетарская, 2 (свидетельство о государственной регистрации от 12.05.2005 серия 42 АВ N 034777).
Выписка из государственного кадастра недвижимости от 05.03.2009 содержит сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в сумме 39 436 435 рублей 20 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 763 рублей 68 копеек за 1 кв. метр.
Ссылаясь на отчет ООО "Центр Независимой Оценки" от 23.08.2010 N ОН 96/10 об определении рыночной стоимости этого земельного участка в сумме 21 928 410 рублей, ООО "Транстек" в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспорило достоверность результата государственной кадастровой оценки земельного участка, действия по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 1, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и предоставлении результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлением результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесением утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Транстек", суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответственно, не может быть принято во внимание утверждение заявителя о неполном учете факторов при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя об отмене постановления суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу N А27-12885/2010 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстек" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и предоставлении результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
...
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Транстек", суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2011 г. N Ф04-3851/11 по делу N А27-12885/2010