г. Тюмень |
Дело N А46-8322/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский речной порт" N Ф04-3464/2011 (11600-А46-21) на решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2010 (судья Глазков О.В.) по делу N А46-8322/2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) N 08АП-8454/2010 по этому делу по заявлению открытого акционерного общества "Омский речной порт", г. Омск (ИНН 5505009406, ОГРН 1025501179362) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков.
К участию в деле привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Омский речной порт" - Чобанян Л.Г. по доверенности от 15.07.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омский речной порт" 25.06.2010 обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра) об исправлении с 27.12.2007 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 55:19:03 04:21, состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:19 03 04:19 и 55:36:19 03 04:20, путем обязания Управления Росреестра заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 55:19:03 04:21 с 317 157 823 рублей 60 копеек на 25 092 936 рублей 44 копейки, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 55:36:19 03 04:19 с 176 754 121 рубля 68 копеек на 13 967 224 рубля 36 копеек, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 55:36:19 03 04:20 с 140 403 701 рубля 92 копеек на 11 125 712 рублей 08 копеек.
Также заявитель просил исправить с 22.09.2008 кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 55:36:09 03 03:3115 путем обязания Управления Росреестра заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 18 159 681 рубля 60 копеек на 1 352 030 рублей 40 копеек, удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка с 4203 рублей 63 копеек на 312 рублей 97 копеек; исправить с 22.09.2008 кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 55:36:09 03 03:3116 путем обязания Управления Росреестра заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 703 902 047 рублей 13 копеек на 52 407 139 рублей 47 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка с 4203 рублей 63 копеек на 312 рублей 97 копеек; исправить с 22.09.2008 кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 55:36:09 03 03:3117 путем обязания Управления Росреестра заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 277 662 372 рублей 39 копеек на 20 672 607 рублей 41 копейку и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка с 4203 рублей 63 копеек на 312 рублей 97 копеек.
Требование землевладельца мотивировано математическими ошибками, допущенными при расчете кадастровой стоимости земельных участков в связи с неправильным применением формулы статистически значимой экспоненциональной модели.
До принятия судебного акта к участию в деле заинтересованными лицами привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель работ по определению кадастровой стоимости земельных участков).
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2010 в удовлетворении заявления ОАО "Омский речной порт" отказано.
Суд первой инстанции исходил из внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и удельном показателе его кадастровой стоимости согласно государственной кадастровой оценки земель, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии в государственном кадастре недвижимости кадастровых ошибок при определении кадастровой стоимости земельных участков.
В кассационной жалобе ОАО "Омский речной порт" просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требований.
Заявитель полагает, что исправление кадастровой ошибки в судебном порядке является самостоятельным способом защиты нарушенных прав и не требует признания незаконным отчета об оценке или недействующим нормативно-правового акта об утверждении государственной кадастровой оценки земель.
По мнению заявителя, суды неправильно истолковали статью 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и не применили Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92, вследствие чего сделали необоснованный вывод о невозможности проверки правильности содержащихся в кадастре сведений об экономических характеристиках земельного участка.
Также заявитель указывает на необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайства о назначении математической экспертизы согласно статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в области математики.
В судебном заседании представитель ОАО "Омский речной порт" поддержал требование об отмене судебных актов, заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вынесения судебного акта по другому делу N А46-21767/2009, надзорное производство по которому приостановлено в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по другому делу N А27-4849/2010 Арбитражного суда Кемеровской области по аналогичной категории споров.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 143, статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для приостановления производства по делу на стадии проверки законности вступивших в законную силу судебных актов.
Управление Росреестра в отзыве отклонило кассационную жалобу ОАО "Омский речной порт". Орган кадастрового учета поддержал выводы судов о невозможности исправления кадастровой ошибки, поскольку не оспорен нормативно-правовой акт об утверждении государственной кадастровой оценки земель.
ФГУП "ФКЦ "Земля" отзыв на кассационную жалобу ОАО "Омский речной порт" не направило, извещено о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу заявителя подлежащей отклонению по следующим основаниям.
В ходе исследования материалов дела суд первой инстанции установил, что ОАО "Омский речной порт" принадлежат земельные участки:
- с кадастровым N 55:19 03 04:21 площадью 77 786 кв. метров, предоставленного для производственных целей под здания, строения, местоположение которого установлено относительно 2-этажного здания по улице Хлебная, 1 в Кировском административном округе города Омска, что подтверждено свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 20.05.1993 N Кр-11-8-42;
- с кадастровым N 55:36:09 03 03:3115 площадью 4 320 _ 23 кв. метров, предоставленного для производственных целей под сооружения, местоположение которого установлено относительно причальной стенки по улице 9 Ленинская, 55 в Ленинском административном округе города Омска, что подтверждается планом приватизации Омского речного порта Иртышского речного пароходства Департамента речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.1993;
- с кадастровым N 55:36:09 03 03:3116 площадью 167 451 _ 143 кв. метров, предоставленного для производственных целей под здания, строения, сооружения, местоположение которого установлено относительно причальной стенки по улице 9 Ленинская, 55 в Ленинском административном округе города Омска, что подтверждается планом приватизации Омского речного порта Иртышского речного пароходства Департамента речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.1993;
- с кадастровым N 55:36:09 03 03:3117 площадью 66 053 _ 90 кв. метров, предоставленного для производственных целей под здания, строения, сооружения, местоположение которого установлено северо-западнее кадастрового квартала 55:36:09 03 03 города Омска, что подтверждается планом приватизации Омского речного порта Иртышского речного пароходства Департамента речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.1993.
При проведении Омским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования город Омск по состоянию на 01.01.2007 составлен отчет N 05-09/02 с указанием сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым N 55:19 03 04:21 в сумме 317 157 823 рублей 60 копеек, в том числе с кадастровым N 55:36:19 03 04:19 - 176 754 121 рубль 68 копеек, с кадастровым N 55:36:19 03 04:20 - 140 403 701 рубль 92 копейки; с кадастровым N 55:36:09 03 03:3115 в сумме 18 159 681 рубль 60 копеек, удельным показателем в размере 4 203 рубля 63 копейки за 1 кв. метр; с кадастровым N 55:36:09 03 03:3116 в сумме 703 902 047 рублей 13 копеек, удельным показателем в размере 4 203 рубля 63 копейки за 1 кв. метр; с кадастровым N 55:36:09 03 03:3117 в сумме 277 662 372 рублей 39 копеек, удельным показателем в размере 4 203 рубля 63 копейки за 1 кв. метр.
На основании постановления правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменений в постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" сведения о кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателях их кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование требования об исправлении согласно статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, допущенной в связи с математической ошибкой, ОАО "Омский речной порт" сослалось на заключение эксперта Иванкиной Е.В. от 26.03.2010, подготовленное на основании определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16.02.2010 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 05/19-09, а также заключений специалиста Репина М.А. от 16.02.2010 N 39/10 и 38/10, в которых кадастровая стоимость указанных земельных участков определена значительно ниже сведений о кадастровой стоимости, приведенных в государственном кадастре недвижимости.
Действовавший в период проведения государственной кадастровой оценки земельных участков Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" предусматривал внесение в документы государственного земельного кадастра сведений об экономических характеристиках земельных участков на основании данных государственной и иной оценки земель согласно нормативным правовым актам органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Впоследствии нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 28) предусматривают понятие кадастровых ошибок в государственном кадастре недвижимости, под которыми понимаются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
При проверке проведенной государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, и согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, суд первой инстанции установил, что результаты государственной кадастровой оценки земель в границах кадастрового района 55:36 утверждены постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Следовательно, суд первой инстанции правильно исходил из соблюдения порядка проведения государственной кадастровой оценки земель в соответствии с экономическими характеристиками земельных участков, определенных на основании данных государственной оценки земель, результаты которых утверждены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку сведения об удельном показателе и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 55:19:03 04:21, 55:36:09 03 03:3115, 55:36:09 03 03:3116, 55:36:09 03 03:3117, внесенные в государственный кадастр недвижимости, соответствуют сведениям, утвержденным вышеупомянутым нормативным актом правительства Омской области, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости.
Соответственно суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство заявителя о назначении математической экспертизы для выяснения вопросов, требующих специальных познаний в области математики.
Выводы суда первой инстанции обоснованно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя об отмене судебных актов и вынесении нового решения по существу заявленных требований в суде кассационной инстанции подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2010 по делу N А46-8322/2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 по этому делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский речной порт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
При проверке проведенной государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, и согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, суд первой инстанции установил, что результаты государственной кадастровой оценки земель в границах кадастрового района 55:36 утверждены постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июля 2011 г. N Ф04-3464/11 по делу N А46-8322/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13538/11
04.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13538/11
22.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3464/11
28.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8454/10