г. Тюмень |
Дело N А27-12881/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Мелихова Н.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Сибойл" на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 (судьи Солодилов А.В., Жданова Л.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-12881/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Сибойл" (650051, г. Кемерово, ИНН 4205037986, ОГРН 1024200683430)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (650070, г. Кемерово, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830)
о признании незаконными действий по формированию недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле:
Федеральное государственное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" г. Москва,
Коллегия администрации Кемеровской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Сибойл" (далее - ООО "Компания Сибойл") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата"):
-о признании незаконными действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:15:0108005:11, площадью 32830,23 кв.метров, расположенного по адресу: Кемеровская область, Тяжинский район, пгт. Итатский, ул. Горького, 1, в размере 27 921 782,31 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 850,49 руб. за кв. метр; обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:15:0108005:11;
-о признании незаконными действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:15:0103008:54, площадью 50668,21 кв.метров, расположенного по адресу: Кемеровская область, Тяжинский район, Усадьба Ясная Поляна, в размере 26 467 046 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 522,36 руб. за кв.метр; обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:15:0103008:54.
Арбитражный суд Кемеровской области возбудил по каждому заявлению отдельное производство по делам за N А27-12881/2010 и за N А27-12882/2010.
Определением от 19.10.2010 суд объединил указанные дела в одно производство с присвоением N А27-12881/2010.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Федеральное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") и Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 31.12.2010 (судья Аникина Н.А.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Седьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 17.03.2011 отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о соответствии законодательству оспариваемых действий органа кадастрового учета.
ООО "Компания Сибойл" подало кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на необоснованность выводов апелляционного суда, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы указывает на не предоставление Управлением Росреестра доказательств проверки отчета на соответствие условиям технического задания, требованиям к содержанию и проведению работ, отсутствие акта проверки отчета, в связи с чем, считает недоказанным выполнение Управлением Росреестра функций по контролю за выполнением работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Податель жалобы считает необоснованной ссылку апелляционного суда на постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Управление Росреестра и ФГУП "ФКЦ "Земля" представили возражения на доводы кассационной жалобы, находя их несостоятельными и необоснованными, просили постановление апелляционного суда оставить без изменения.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу 18.07.2011 в суд кассационной инстанции от ООО "Компания Сибойл" поступило ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до изготовления и публикации постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А27-4849/2010, выводы по которому имеют значение для правильного разрешения настоящего дела и формирования единообразной правоприменительной практики.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции в соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в удовлетворении данного ходатайства, поскольку не усматривает невозможности рассмотрения кассационной жалобы по настоящему делу до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А27-4849/2010 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя, заинтересованных лиц и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права и соответствие выводов судов установленным обстоятельствам по делу, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания Сибойл" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 42:15:0108005:11 и 42:15:0103008:54, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.10.2007 серии 42АВ N 551240, от 24.12.2007 серии 42АВ N 553456.
Согласно полученным 20.04.2009 и 22.04.2009 кадастровым выпискам и кадастровым паспортам о земельных участках, ООО "Компания Сибойл" стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:15:0103008:54 составляет 26 467 046,18 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 522,36 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:15:0108005:11 составляет 27 921 782,31 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости - 850,49 руб.
ООО "Компания Сибойл" обратилось к независимому оценщику - ООО "ФинансыБизнесКонсалтинг", по отчетам которого рыночная стоимость указанных земельных участков соответственно составила 755 000 руб. и 1 167 181 руб.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости спорных земельных участков относительно их рыночной стоимости, ООО "Компания Сибойл", находя результаты государственной кадастровой оценки земельных участков недостоверными, а действия по формированию сведений о кадастровой стоимости незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом суд сослался на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности оспариваемых действий органа кадастрового учета, а также отсутствия нарушения прав и интересов заявителя.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Административный регламент), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе, в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра, согласно пунктам 8.1, 9.5 Административного регламента.
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520 утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Управление Росреестра исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к выводу о том, что действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельных участков соответствуют нормам законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании оспариваемых действий незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя кассационной жалобы о необоснованности выводов апелляционного суда по существу сводятся к их несогласию, не содержат оснований для отмены обжалуемого постановления, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 по делу N А27-12881/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра, согласно пунктам 8.1, 9.5 Административного регламента.
...
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
...
Суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании оспариваемых действий незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя кассационной жалобы о необоснованности выводов апелляционного суда по существу сводятся к их несогласию, не содержат оснований для отмены обжалуемого постановления, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого постановления апелляционного суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июля 2011 г. N Ф04-3159/11 по делу N А27-12881/2010