г. Тюмень |
Дело N А75-13406/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 27 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Коробейниковой О.С.
судей Сириной В.В.
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на определение от 04.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Микрюкова Е.Е.) и постановление от 26.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Гладышева Е.В., Зиновьева Т.А., Смольникова М.В.) по делу N А75-13406/2009 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Автоуниверсал-Север" (628401, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, Нижневартовское шоссе, 7, 2, ИНН 8602023722, ОГРН 1068602160329) по жалобе Федеральной налоговой службы России на действия конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Автоуниверсал-Север" Спирова Вячеслава Николаевича.
Суд установил:
решением от 24.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры общество с ограниченной ответственностью "Автоуниверсал-Север" (далее - ООО "Автоуниверсал-Север", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждён Спиров Вячеслав Николаевич.
Определением арбитражного суда от 14.02.2011 срок конкурсного производства продлён на три месяца.
Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - ФНС России, уполномоченный орган) в порядке статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обратилась в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего ООО "Автоуниверсал-Север" Спирова В.Н.
В обоснование жалобы заявитель указал на неисполнение конкурсным управляющим обязанности по представлению собранию кредиторов отчёта о своей деятельности и по своевременному проведению собраний кредиторов.
Определением арбитражного суда от 04.03.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.05.2011, в удовлетворении жалобы отказано.
ФНС России обратилась с кассационной жалобой, в которой просит определение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты вынесены при неполном исследовании обстоятельств дела и неправильной оценке доказательств. Выводы судов о недоказанности причинения действиями конкурсного управляющего убытков не обоснованы.
Уполномоченный орган считает, что действия конкурсного управляющего нарушают право кредиторов на получение сведений о его деятельности и информации о финансовом состоянии должника, препятствуют осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба заявителя рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, конкурсным управляющим ООО "Автоуниверсал-Север" Спировым В.Н. проведены собрания кредиторов 24.09.2010, 11.11.2010, 31.01.2011.
Согласно протоколу от 24.09.2010 собранием кредиторов должника, в котором участвовала ФНС России, приняты решения: принять к сведению отчёт конкурсного управляющего, утвердить Положение о порядке, сроках и об условиях реализации имущества ООО "Автоуниверсал-Север".
На последующих собраниях кредиторов приняты решения, о том, чтобы не принимать к сведению отчёт конкурсного управляющего должника.
Ссылаясь на нарушение конкурсным управляющим Спировым В.Н. сроков проведения собрания кредиторов должника, уполномоченный орган обратился с настоящей жалобой в арбитражный суд.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве собрание кредиторов должника с учётом даты признания должника банкротом и введения в отношении него конкурсного производства (24.05.2010) должно было быть проведено конкурсным управляющим не позднее 14.08.2010.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции исходил из недоказанности ФНС России нарушения прав и законных интересов уполномоченного органа, причинения убытков уполномоченному органу действиями конкурсного управляющего Спирова В.Н., не представившего в срок отчёт о ходе конкурсного производства.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы арбитражного суда.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действиями арбитражного управляющего.
По смыслу данной нормы права, основанием для удовлетворения жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действиями (бездействием) арбитражного управляющего является установление судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчёт о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Совершение конкурсным управляющим указанных действий должно соответствовать требованиям добросовестности и разумности (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве) в целях недопущения нарушения прав и законных интересов должника, кредиторов и общества.
Таким образом, для признания оспариваемых действий конкурсного управляющего незаконными заявителю жалобы в силу процессуального порядка доказывания (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) необходимо доказать: нарушение конкурсным управляющим законодательства о банкротстве и нарушение неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязанностей прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что ФНС России не доказала, что нарушение сроков проведения собрания кредиторов ООО "Автоуниверсал-Север" повлекло нарушение прав и законных интересов уполномоченного органа, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов основанными на полном исследовании обстоятельств дела, правильном применении норм материального права, в отсутствие нарушений норм процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения и постановления не имеется.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, были предметом исследования судов, которыми дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 04.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 26.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-13406/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.С. Коробейникова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчёт о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Совершение конкурсным управляющим указанных действий должно соответствовать требованиям добросовестности и разумности (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве) в целях недопущения нарушения прав и законных интересов должника, кредиторов и общества.
Таким образом, для признания оспариваемых действий конкурсного управляющего незаконными заявителю жалобы в силу процессуального порядка доказывания (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) необходимо доказать: нарушение конкурсным управляющим законодательства о банкротстве и нарушение неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязанностей прав и законных интересов заявителя.
...
Оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения и постановления не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июля 2011 г. N Ф04-3918/11 по делу N А75-13406/2009
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3918/11
26.05.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2653/11
16.09.2010 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-13406/09