г. Тюмень |
Дело N А70-12/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Маняшиной В.П.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отдела государственного надзора по Тюменской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на определение о прекращении производства по делу от 17.02.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 13.05.2011 Восьмого Арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12/2011 по заявлению Отдела государственного надзора по Тюменской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (620000, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Красноармейская д. 2, А, ИНН 6672172548, ОГРН 1046604412161) к обществу с ограниченной ответственностью "РемЭнергоСтройСервис" (625501, Тюменская область, Тюменский район, д. Патрушева, ул. Центральная 39 "А", ИНН 7224023014, ОГРН 1027200872863) о привлечении к административной ответственности.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "РемЭнергоСтройСервис" Шевченко В.В. по доверенности от 12.12.2009.
Суд установил:
Отдел государственного надзора по Тюменской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РемЭнергоСтройСервис" (далее - ООО "РемЭнергоСтройСервис", общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 17.02.2011 Арбитражного суда Тюменской области производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Постановлением от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда определение от 17.02.2011 Арбитражного суда Тюменской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды неправомерно изменили квалификацию вменяемого обществу правонарушения. ООО "РемЭнергоСтройСервис" не имеет каких - либо договоров о реализации электроэнергии населению деревни Патрушева.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288, 290 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя ООО "РемЭнергоСтройСервис", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной административным органом в период с 07.12.2010 по 29.12.2010, установлен факт транспортирования обществом электроэнергии с нарушением требований пунктов 5.2, 5.5 ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", о чем составлен акт проверки от 29.12.2010 N 235/236.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения уполномоченным должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении от 30.12.2010 в отношении ООО "РемЭнергоСтройСервис" по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Согласно статье 23.1 КоАП РФ дела о привлечении к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, неподведомственны арбитражному суду.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Статьей 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
Субъектом данного правонарушения является розничный продавец товара.
Суды первой и апелляционной инстанции, изменяя квалифицию вменяемого ООО "РемЭнергоСтройСервис" правонарушения с части 1 статьи 19.19 КоАП РФ на часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ, исходили из того, что общество является организацией, обеспечивающей электроэнергией население деревни Патрушева.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт продажи обществом электроэнергии населению, либо оказания услуг по ее передаче населению. Общество утверждает, что население деревни Патрушева приобретает электроэнергию у открытого акционерного общества "Тюменьнергосбыт" (далее - энергоснабжающая организация), а ООО "РемЭнергоСтройСервис" является сетевой организацией, оказывающей услуги энергоснабжающей организации по транспортированию электроэнергии до ее потребителей.
Суд кассационной инстанции считает, что без исследования и оценки документов, подтверждающих факт реализации обществом электроэнергии населению, суды не вправе были изменять квалификацию вменяемого ООО "РемЭнергоСтройСервис" правонарушения и прекращать производство по делу по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Следовательно, вывод судов относительно наличия в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является ошибочным, принятым без достаточных оснований, без полного и всестороннего исследования обстоятельств дела.
При указанных обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить при осуществлении какого вида деятельности совершено вменяемое обществу правонарушение, правильно применив к спорным правоотношениям нормы материального права, дать оценку фактическим обстоятельствам дела и вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд западно-Сибирского округа постановил:
определение от 17.02.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Статьей 14.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
...
Суды первой и апелляционной инстанции, изменяя квалифицию вменяемого ООО "РемЭнергоСтройСервис" правонарушения с части 1 статьи 19.19 КоАП РФ на часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ, исходили из того, что общество является организацией, обеспечивающей электроэнергией население деревни Патрушева.
...
Суд кассационной инстанции считает, что без исследования и оценки документов, подтверждающих факт реализации обществом электроэнергии населению, суды не вправе были изменять квалификацию вменяемого ООО "РемЭнергоСтройСервис" правонарушения и прекращать производство по делу по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Следовательно, вывод судов относительно наличия в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является ошибочным, принятым без достаточных оснований, без полного и всестороннего исследования обстоятельств дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2011 г. N Ф04-3723/11 по делу N А70-12/2011