г. Тюмень |
Дело N А27-16020/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Алексеевой Н.А.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области на решение от 21.01.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В. Я.) и постановление от 06.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А27-16020/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Гурьевский хлебокомбинат" (652780, Кемеровская область, г. Гурьевск, ул. Ленина, 104, ИНН 4204000824, ОГРН 10242000561297) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5) об оспаривании решения о нарушении антимонопольного законодательства и постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Гурьевский хлебокомбинат" (далее - ОАО "ГХК", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области, управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 01.09.2010 N 10/6431 по делу о нарушении антимонопольного законодательства и постановления от 14.10.2010 N 352/10-АДМ-2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 101 689 руб.
Решением от 21.01.2011 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 06.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС по Кемеровской области просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
Антимонопольный орган считает ошибочным вывод судов о том, что включение ОАО "ГХК" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, (далее - Реестр) на основании приказа УФАС по Кемеровской области от 21.03.2003 N 4-р, не является основанием для установления факта доминирующего положения общества на соответствующем товарном рынке в 2008 году.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.03.2010 антимонопольным органом проведена плановая выездная проверка ОАО "ГХК" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в ходе которой выявлено установление обществом в период с 01.01.2008 по 31.05.2008 различных цен на хлеб пшеничный первого сорта для общества с ограниченной ответственностью "Система Чибис" и остальных покупателей.
Учитывая отсутствие экономического обоснования различного установления цен на один и тот же товар, реализуемый обществом, его доминирующее положение на рынке производства хлебобулочных изделий в г. Гурьевске, управлением вынесено решение от 18.08.2010 (в полном объеме изготовлено 01.09.2010) N 61/А-10-21010, которым ОАО "ГХК" признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Согласно пункту 2 указанного решения производство по делу прекращено в связи с добровольным устранением обществом нарушений антимонопольного законодательства.
Данное решение послужило основанием для возбуждения управлением дела об административном правонарушении в отношении ОАО "ГХК", составления протокола об административном правонарушении от 30.09.2010 и вынесения постановления от 14.10.2010 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 101 689 руб.
Не согласившись с решением и постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания ОАО "ГХК" нарушившим положения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку управлением не представлены доказательства, подтверждающие доминирующее положение общества на товарном рынке.
Между тем суды не приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства установления факта доминирования хозяйствующего субъекта - ОАО "ГХК" - на рынке производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в пределах г. Гурьевска и установление различных цен на хлебопродукты без надлежащего экономического, технологического или иного обоснования.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган при вынесении оспариваемого решения от 18.08.2010 признал установленным факт доминирования ОАО "ГХК" на рынке производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в границах г. Гурьевска, ссылаясь на включение общества в Реестр на основании приказа УФАС по Кемеровской области от 26.06.1996.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что фактически общество включено в указанный Реестр по товарной группе "производство и реализация хлеба и хлебобулочных изделий с долей более 65 %" на основании приказа УФАС по Кемеровской области от 21.03.2003 N 4-р.
Суды пришли к выводу, что указанным приказом антимонопольного органа ОАО "ГХК" не было признано занимающим доминирующее положение на рынке соответствующего товара. При рассмотрении дела о нарушении обществом антимонопольного законодательства управлением не проводился анализ состояния конкуренции на товарном рынке в нарушение пункта 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220). Включение общества в Реестр в 2003 году само по себе, при не исследовании состояния конкуренции на товарном рынке с выявлением положения на нем конкретного хозяйствующего субъекта в 2010 году, не может свидетельствовать о доминирующем положении общества на товарном рынке в момент реализации продукции (январь-май 2008 года).
По мнению суда кассационной инстанции, указанные выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, ведет реестр хозяйствующих субъектов.
В данном случае установление факта доминирующего положения ОАО "ГХК" произведено управлением при осуществлении в 2003 году государственного контроля за экономической концентрацией путем включения сведений об обществе в Реестр в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Порядком формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, с долей более 50 % и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
Таким образом, с учетом того, что общество уже было включено в Реестр как хозяйствующий субъект, имеющий на рынке производства и реализации хлебобулочных изделий г. Гурьевска долю более 65 %, проведение управлением анализа состояния конкуренции в целях повторного установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке в соответствии с Порядком N 220 конкуренции не требовалось.
В материалах дела отсутствуют сведения об оспаривании действий антимонопольного органа по включению ОАО "ГХК" в Реестр в 2003 году.
Согласно пунктам 9, 18 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896, сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными; хозяйствующий субъект вправе направить в антимонопольный орган заявление в произвольной форме о включении сведений о себе в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра и внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о нем.
В нарушение статьи 65 АПК РФ обществом не представлены доказательства обращения в УФАС по Кемеровской области с заявлением о внесении изменений в данные Реестра. В связи с чем, суд кассационной инстанции признает обоснованным довод антимонопольного органа об отсутствии у последнего оснований считать содержащиеся в Реестре сведения недостоверными.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанции о неправомерном использовании управлением информации из Реестра при установлении доминирующего положения ОАО "ГХК" не соответствуют действующему законодательству.
Кроме того, при разрешении спора судами в нарушение статей 168, 170 АПК РФ не дана оценка доводу антимонопольного органа об установлении обществом различных цен на один и тот же товар (хлеб пшеничный) без экономического, технологического или иного обоснования.
Следовательно, у судов не имелось достаточных оснований для признания незаконными оспариваемых обществом решения и постановления, вынесенных УФАС по Кемеровской области
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, содержащиеся в них выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо правильно применить нормы антимонопольного законодательства, оценив довод управления о необоснованном установлении обществом различных цен на один и тот же товар, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.01.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16020/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
...
Согласно пунктам 9, 18 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896, сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными; хозяйствующий субъект вправе направить в антимонопольный орган заявление в произвольной форме о включении сведений о себе в реестр, исключении соответствующих сведений из реестра и внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о нем."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июля 2011 г. N Ф04-3706/11 по делу N А27-16020/2010