г. Тюмень |
Дело N А02-1536/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Заречье" N Ф04-3982/2011 (13491-А02-21) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 01.02.2011 (судья Кулакова Л.А.) по делу N А02-1536/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 (судьи Усанина Н.А., Журавлева В.А., Колупаева Л.А.) N 07АП-2306/11 по этому делу по иску дачного некоммерческого товарищества "Заречье" (ИНН 0408017699, ОГРН 1070400000274) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ИНН 0411119757, ОГРН 1040400770486), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Алтай (ИНН 0408006714, ОГРН 1030400665393) о признании незаконным решения органа кадастрового учета.
Суд установил:
дачное некоммерческое товарищество "Заречье" (далее - ДНТ "Заречье") 11.11.2010 обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Алтай (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата") о признании незаконным решения Управления Росреестра от 03.09.2010 N 06/10-1310 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета", а также обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" провести кадастровый учет земельных участков, образованных из земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 53 757 кв. метров с кадастровым N 04:05:030402:90, расположенного в Чемальском районе, на правом берегу реки Катунь, северо-западнее пешеходного перехода через реку Катунь в село Анос, согласно межевому плану от 29.06.2010 с регистрационным N 0405/206/10-624.
Требование землевладельца мотивировано незаконным отказом органа кадастрового учета в постановке на кадастровый учет земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка для целей дачного строительства.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 01.02.2011 в удовлетворении требований ДНТ "Заречье" отказано.
Суд первой инстанции сделал вывод о законности оспариваемых действий органа кадастрового учета по отказу в кадастровом учете земельного участка, поскольку при его разделе не соблюдены правила об организации и застройке территории.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы заявителя об отсутствии в нормах статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации запрета на раздел земельного участка.
В кассационной жалобе ДНТ "Заречье" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку был произведен раздел земельного участка на два самостоятельных вновь образованных земельных участка, поэтому он не просил орган кадастрового учета об учете измененного земельного участка.
На этом основании заявитель полагает, что статья 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации не устанавливает запрета на деление земельного участка дачного некоммерческого товарищества в порядке пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата" отзывы на кассационную жалобу ДНТ "Заречье" не направили.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из установленных судом первой инстанции обстоятельств дела видно и не оспаривается сторонами, что ДНТ "Заречье" согласно свидетельствам о регистрации права от 29.08.2008 серия 02 РА N 056846 и от 21.05.2009 серия 02-АВ N 013920 является собственником земельного участка площадью 53 757 кв. метров с кадастровым N 04:05:030402:0090, расположенного в Чемальском районе, на правом берегу реки Катунь, северо-западнее пешеходного перехода через реку Катунь в село Анос.
Видом разрешенного использования этого земельного участка, указанным в кадастровом плане от 16.01.2009 N 06/09-147, является дачное строительство.
Общее собрание участников ДНТ "Заречье" 30.04.2009 приняло решение о делении указанного земельного участка без определения предельных их размеров.
В ходе проведения ООО "Агентство недвижимости Алтай" 29.06.2010 кадастровых работ по разделению земельного участка на земельные участки: площадью 4 998 кв. метров с кадастровым N 04:05:03 04 02:0090:ЗУ1 и площадью 48 682 кв. метров с кадастровым N 04:05:03 04 02:0090:ЗУ2, составлен межевой план.
Решением Управления Росреестра от 03.09.2010 N 06/10-1310 ДНТ "Заречье" отказано в постановке вышеназванных земельных участков на кадастровый учет со ссылкой на Закон Республики Алтай от 11.11.2003 N 15-8 и пункт 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
При рассмотрении на основании норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования ДНТ "Заречье" об оспаривании ненормативного правового акта органа кадастрового учета суд первой инстанции правильно исходил из того, что раздел данного земельного участка возможен при соблюдении правил, установленных пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об использовании созданных земельных участков для целей дачного строительства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Из положений статьи 32 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" вытекает, что разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.
Следовательно, организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого (дачного) объединения. После предоставления в установленном порядке земельного участка дачному некоммерческому объединению граждан разрабатывается необходимая документация по планировке его территории и формируются земельные участки общего пользования и непосредственно индивидуальные земельные участки.
Особенности раздела земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан предусмотрены пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому такой раздел осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Поскольку заявитель с учетом целевого назначения документально не обосновал организацию и застройку данной территории исходя из размеров установленных градостроительным регламентом и земельным законодательством, орган кадастрового учета в силу пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" по существу правильно отказал этому лицу в постановке земельных участков на кадастровый учет.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что ссылка на Закон Республики Алтай от 12.11.2003 N 15-8 не является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения органа кадастрового учета.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции на законном основании (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) отказал ДНТ "Заречье" в признании незаконным отказа органа кадастрового учета.
Выводы суда первой инстанции правильно поддержаны судом апелляционной инстанции.
Утверждение заявителя о делении земельного участка в порядке пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации противоречит специфике раздела земельного участка дачного некоммерческого объединения граждан, предусмотренной частью 4 статья 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя об отмене судебных актов и принятии в суде кассационной инстанции нового решения подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 01.02.2011 по делу N А02-1536/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Заречье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Поскольку заявитель с учетом целевого назначения документально не обосновал организацию и застройку данной территории исходя из размеров установленных градостроительным регламентом и земельным законодательством, орган кадастрового учета в силу пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" по существу правильно отказал этому лицу в постановке земельных участков на кадастровый учет.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что ссылка на Закон Республики Алтай от 12.11.2003 N 15-8 не является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения органа кадастрового учета.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции на законном основании (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) отказал ДНТ "Заречье" в признании незаконным отказа органа кадастрового учета.
...
Утверждение заявителя о делении земельного участка в порядке пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации противоречит специфике раздела земельного участка дачного некоммерческого объединения граждан, предусмотренной частью 4 статья 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июля 2011 г. N Ф04-3982/11 по делу N А02-1536/2010