г. Тюмень |
Дело N А46-9987/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Вереса Евгения Ивановича, г. Омск на решение Арбитражного суда Омской области от 17.01.2011 (судья Пермяков В.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-9987/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Вереса Евгения Ивановича, г. Омск (ИНН 550600059280, ОГРНИП 305550601000115) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, г. Омск (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области, г. Омск (ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва, Правительство Омской области, г. Омск, администрация города Омска, Григорьев Виктор Владимирович, г. Омск.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Верес Евгений Иванович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области), выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости изменений относительно размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2039 в соответствии с 15 видом разрешенного использования с момента внесения сведений в кадастр; об обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области) исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2039 в размере 80 877 240 рублей и внести в государственный кадастр с 01.01.2009 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2039 в размере 48 780 рублей, определенную на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земли по 15 виду разрешенного использования для кадастрового квартала 55:36:12 01 02 в размере 2,71 рубля, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 5:36".
Заявленные требования мотивированны со ссылкой на статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Постановление Правительства РФ N 316), статью 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункты 1.2, 1.4, 2.1, 2.2.6 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", пункт 4 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), раздел II Приказа Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Григорьев В.В., Правительство Омской области, администрация города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.01.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель отмечает, что определение величины кадастровой стоимости земельных участков является обязательным именно для внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр для применения в целях налогообложения и иных целях.
Предприниматель, со ссылкой на пункт 9 Постановления Правительства Российской Федерации N 316 и пункт 11 Административного регламента, указывает, что окончательным этапом проведения государственной кадастровой оценки земель, то есть моментом когда полученные результаты могут применяться для целей налогообложения и иных целей, является внесение результатов государственной кадастровой оценки земель в государственный кадастр.
По мнению заявителя, не внесение Правительством Омской области изменений в Постановление Правительства Омской области N 193-п от 26.11.2008 не является препятствием для рассмотрения заявления о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по Омской области относительно размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2039 в соответствии с 15 видом разрешенного использования.
Предприниматель указывает на ошибочность вывода арбитражного суда о внесении ответчиком в государственный кадастр недвижимости на законных основаниях сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, указанном в отчете N 05-09/02 для земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2039.
Заявитель полагает, что рассчитанная в соответствии с 9 видом разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка Предпринимателя в размере 80 877 240 рублей, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, является недостоверной, поскольку указанный земельный участок фактически используется для сельскохозяйственного производства и относится к 15 виду разрешенного использования.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что Предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 18 000+34,0 кв. м, с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2039, предоставленный для производственных целей, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: в 150 м северо-восточнее относительно здания лабораторного корпуса, имеющего почтовый адрес: Центральный административный округ, г. Омск, поселок Биофабрика (свидетельство о государственной регистрации права от 03.03.2007 серии 55 АВ 399795).
Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") по состоянию на 01.01.2007 были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования "город Омск".
По результатам государственной кадастровой оценки Омским филиалом ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" был составлен Отчет N 05-09/02, в котором содержатся, в том числе значения факторов стоимости земельных участков по 9 виду разрешенного использования, включая земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 55:36:12 01 02, в котором расположен земельный участок 55:36:12 01 02:2039.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 80 877 240 рублей, которая определена исходя из 9 вида разрешенного использования (для производственных целей).
На основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - Постановление N 174-п) сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2039, а также о его кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что земельный участок предназначен для сельскохозяйственного использования, Предприниматель 07.06.2010 обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, относительно кадастровой стоимости земельного участка 55:36:12 01 02:2039. По его мнению, кадастровую стоимость следовало рассчитать исходя из 15 вида разрешенного использования.
В письме от 06.07.2010 N 52/21600 Управление Росреестра по Омской области уведомило Предпринимателя об отсутствии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра.
Считая, что результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 02:2039 является недостоверным, так как при расчете была допущена ошибка в связи с неправильным применением вида разрешенного использования, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из отсутствия оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из данных норм права, для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов суд должен установить несоответствие обжалуемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок.
По пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В пункте 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Процедура исправления кадастровой ошибки указана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 в соответствии с частью 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ (далее - Порядок).
Из пунктов 4, 18 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N 316).
Сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Определение вида разрешенного использования каждого земельного участка предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Внесение сведений о разрешенном использовании участка в государственный земельный кадастр регламентировалось Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 20.06.2001 N 2753, утратил силу в связи с принятием Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2010 N 2).
В соответствии с пунктом 6.2.17 Приказа в строку "9" заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, позволяющих определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, пунктом 2.2 которых предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица N 1 приложения N 2).
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что суть спора сводится к оценке (перерасчету) величин, содержащихся в отчете N 05-09/02 Омского филиала ФГУП ФКЦ "Земля", постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", утвердившим результаты оценки в государственном кадастре недвижимости, которые не признаны недействительными, заявителем фактически оспаривается кадастровая стоимость, рассчитанная исходя из 9 вида разрешенного использования, а не само отнесение земельного участка к 9 виду разрешенного использования, Предпринимателем не представлены документы подтверждающие изменение вида разрешенного использования земельного участка, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
В связи с тем, что подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что составляет 100 рублей, излишне уплаченная индивидуальным предпринимателем Вересом Е.И., государственная пошлина в размере 900 рублей подлежит возвращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 17.01.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу N А46-9987/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Вереса Евгения Ивановича, г. Омск - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Вересу Евгению Ивановичу, г. Омск из федерального бюджета государственную пошлину в размере 900 рублей, уплаченную 24.05.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, пунктом 2.2 которых предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица N 1 приложения N 2).
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что суть спора сводится к оценке (перерасчету) величин, содержащихся в отчете N 05-09/02 Омского филиала ФГУП ФКЦ "Земля", постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", утвердившим результаты оценки в государственном кадастре недвижимости, которые не признаны недействительными, заявителем фактически оспаривается кадастровая стоимость, рассчитанная исходя из 9 вида разрешенного использования, а не само отнесение земельного участка к 9 виду разрешенного использования, Предпринимателем не представлены документы подтверждающие изменение вида разрешенного использования земельного участка, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 августа 2011 г. N Ф04-3369/11 по делу N А46-9987/2010
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14959/11
29.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14959/11
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14959/11
05.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3369/11
25.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1303/11