г. Тюмень |
Дело N А02-1337/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 8 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Марабяна Сейрана Хачатуровича, Белявцева Олега Дмитриевича, Парфёнова Андрея Викторовича, Тержанян Донары Агасиновны (заявителей) на решение от 27.01.2011 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кулакова Л.А.) и постановление от 11.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Журавлёва В.А., Колупаева Л.А.) по делу N А02-1337/2010 по заявлению предпринимателей Марабяна Сейрана Хачатуровича (649000, г. Горно-Алтайск, ул. П. Кучияк, д. 1, кв. 1, ИНН 041100089627, ОГРН 304041120100056), Тержанян Донары Агасиновны (649000 г. Горно-Алтайск, ул. П. Кучияк, д. 1, кв. 1, ИНН 041100089708, ОГРН 304041120100045), Белявцева Олега Дмитриевича (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Алферова, 12, ИНН 041100026183, ОГРН 304041118100040), Парфёнова Андрея Викторовича (649000, г. Горно-Алтайск, ул. Красная, д. 25, кв. 21, ИНН 041100958524, ОГРН 304041115300011) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а, ИНН 7706560536; ОГРН 104779940465), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (649002, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, 8, ИНН 1040400770486, ОГРН 1040400770486) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий Банк "Эл-Банк", индивидуальный предприниматель Алчубаева Татьяна Андреевна, общество с ограниченной ответственностью "Ивушка".
Суд установил:
индивидуальные предприниматели Марабян Сейран Хачатурович, Тержанян Донара Агасиновна, Белявцев Олег Дмитриевич, Парфёнов Андрей Викторович (далее - предприниматели Марабян С.Х., Тержанян Д.А., Белявцев О.Д., Парфёнов А.В.) обратились в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными действий, выразившихся в признании отчёта об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 04:11:02 01 58:2 площадью 4 743 мI, расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Эркемена Палкина, 2, соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, (далее - Методические указания N 39), а также недействующим пункта N 7397 приложения N 1 к постановлению Правительства Республики Алтай от 18.09.2008 N 218 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Республики Алтай".
Заявление со ссылкой на нормы статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, (далее - Правила N 316), Методические указания N 39 мотивированы тем, что кадастровая стоимость спорного земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости определены без учёта рыночной стоимости и местонахождения участка.
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Коммерческий Банк "Эл-Банк" (далее - ООО "КБ "Эл-Банк"), индивидуальный предприниматель Алчубаевой Татьяна Андреевна (далее - предприниматель Алчубаева Т.А.), общество с ограниченной ответственностью "Ивушка" (далее - ООО "Ивушка").
Определением от 08.12.2010 Арбитражный суд Республики Алтай выделил в отдельное производство требование заявителей о признании недействующим пункта N 7397 приложения N 1 к постановлению Правительства Республики Алтай от 18.09.2008 N 218 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Республики Алтай" с присвоением делу номера А02-1651/2010.
Решением от 27.01.2011 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 11.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматели Марабян С.Х., Тержанян Д.А., Белявцев О.Д., Парфёнов А.В. просят отменить вынесенные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податели жалобы не согласны с выводом судов о том, что рыночная информация при определении кадастровой стоимости земельных участков является достаточной и с тем, что отчёт федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") соответствует Методическим указаниям N 39.
Указывают, что в ходе проведения оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" была исследована не вся информация по рыночным ценам земельных участков. Кроме этого считают, что судами неправомерно применена часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о сроке давности.
Отзывы на кассационную жалобу участвующие в деле лица в установленном законом порядке не представили.
Предприниматели Марабян С.Х., Тержанян Д.А., Белявцев О.Д., Парфёнов А.В., Росреестр, Управление Росреестра, ООО "КБ "Эл-Банк", предприниматель Алчубаева Т.А., ООО "Ивушка" о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что предприниматели Марабян С.Х. (владелец 2789/10000 доли), Тержанян Д.А. (владелец 371/2000 доли), Белявцев О.Д. (владелец 93/1250 доли), Алчубеева Т.А. (владелец 1323/10000 доли), Парфёнов А.В. (владелец 1323/10000 доли), ООО "Ивушка" (владелец 59/2000 доли), ООО "КБ "Эл-Банк" (владелец 231/1250 доли) являются собственниками на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 04:11:02 01 58:2 площадью 4 743 мI, находящегося по вышеуказанному адресу (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.03.2010).
Согласно кадастровому паспорту от 16.04.2010 N 0411/212110-1073 кадастровая стоимость данного земельного участка, составляющая 46 463 518 руб. 89 коп., определена с учётом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 9 796 руб. 23 коп. за 1 мI.
По поручению предпринимателя Парфёнова А.В. обществом с ограниченной ответственностью "Аудиторская контора "Веритас" была произведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которой его рыночная стоимость по состоянию на 26.08.2010 составляет 4 741 768 руб. (отчёт N 1163).
С учётом указанного, оспаривая действия органов кадастрового учёта по признанию отчёта ФГУП "ФКЦ "Земля" об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Российской Федерации соответствующим действующему законодательству, заявители обратились в суд.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суды исходили из соответствия действий заинтересованных лиц законодательству, регламентирующему процедуру проведения работ по государственной оценке земельного участка, надлежащим исполнением ими обязанностей по проведению предварительной проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земельного участка и из пропуска срока исковой давности.
Как установили суды и подтверждено материалами дела, отчёт по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) в результате проведённой работы по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Республики Алтай во исполнение заключенных с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Алтай (далее - Управление Роснедвижимости), правопредшественником Управления Росреестра, государственных контрактов N 1, 2, 3 от 06.08.2007.
Согласно отчёту кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 04:11:02 01 58:2 площадью 4 743 мI и местоположением: г. Горно-Алтайск, ул. Эркемена Палкина, 2, установлена в сумме 46 463 518 руб. 89 коп.
Впоследствии Управлением Роснедвижимости проведена предварительная проверка данного отчёта, что зафиксировано в протоколе первичной проверки N 1 от 28.11.2007.
После указанной проверки Управление Роснедвижимости письмом от 28.11.2007 N 743 направило отчёт ФГУП "ФКЦ "Земля", протокол первичной проверки и другую информацию на окончательную проверку в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость), правопредшественнику Росреестра.
Выявив нарушения в ходе проверки отчёта, Роснедвижимость возвратила его Управлению Роснедвижимости на доработку (уведомление от 10.12.2007 N ВС/1808).
Исправленные с учётом замечаний Роснедвижимости отчётные материалы по государственной кадастровой оценке земель Управлением Роснедвижимости были вновь 09.06.2008 направлены в Роснедвижимость, которая сочла их соответствующими Методическим указаниям N 39 (акт проверки от 10-11.06.2008, письмо от 11.06.2008 N ВК/2666).
Представленные Управлением Роснедвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Республике Алтай утверждены постановлением Правительства Республики Алтай от 18.09.2008 N 218 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Алтай".
Пунктом N 7397 приложения N 1 упомянутого постановления Правительства Республики Алтай утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 04:11:02 01 58:2 в сумме 46 463 518 руб. 89 коп., исходя из удельного показателя в размере 4 743 руб. 23 коп. за 1 мI по седьмому виду разрёшенного использования.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Из пунктов 5, 10 Правил N 316 вытекает, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний N 39 содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждённый приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11) в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Роснедвижимости, проверку результатов работ проводит Роснедвижимость (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предписывают особый порядок расчёта уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учёта рыночной стоимости земельного участка, определённой конкретным независимым оценщиком.
Помимо указанного, совокупность доказательств по делу показала, что ФГУП "ФКЦ "Земля" осуществлён сбор рыночной информации о земельных участках из различных источников (приложение 7А), которые суды посчитали надлежащими источниками.
В отчёте ФГУП "ФКЦ "Земля" об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 04:11:02 01 58:2 визуализирован процесс определения степени влияния 15 различных факторов на рыночную стоимость земельного участка; отражены факторы, использованные для построения статистической модели.
В материалах дела имеются доказательства того, что при кадастровой оценке проведён статистический анализ загруженной рыночной информации на статистическую достоверность. Для построения статистических моделей были использованы цены, которые при проведении статистического анализа рыночной информации выделены в качестве статистически достоверных.
Названные обстоятельства позволили прийти судам к выводу о том, что ФГУП "ФКЦ "Земля" был произведён расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешённого использования земель, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний N 39, определён состав факторов стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, осуществлён сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов. В отчёте приведены источники информации (таблица 2 приложения 7), перечень объектов со значением факторов кластеризации (таблица 3 приложения 7).
В связи с этим суды не нашли оснований считать незаконными действия заинтересованных лиц по признанию отчёта соответствующим Методическим указаниям N 39.
Кроме того, решением Верховного Суда Республики Алтай от 25.08.2010 по делу N 3-7/10 заявителям отказано в признании недействующим пункта N 7397 приложения N 1 к постановлению Правительства Республики Алтай от 18.09.2008 N 218 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Республики Алтай", которым утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 04:11:02 01 58:2.
Поскольку действия Росреестра и Управления Росреестра по признанию отчёта об определении кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателей Марабяна С.Х., Тержанян Д.А., Белявцева О.Д., Парфёнова А.В., суды правомерно отказали в признании их незаконными согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителей относительно недоказанности нарушения ими трёхмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу изложенных обстоятельств не влияет на выводы судебных инстанций по существу заявленных требований, в связи с чем не принимается в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, должным образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства.
Аргументы, приведённые в кассационной жалобе, были проверены судами и направлены на переоценку доказательств. В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделён.
С учётом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе при оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления уплачивается физическими лицами в сумме 100 руб., то представителю предпринимателей Батыровой Г.Н. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвращается излишне уплаченная ею государственная пошлина.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.01.2011 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 11.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1337/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать представителю Батыровой Г.Н. справку на возврат из федерального бюджета 600 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 27.06.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела имеются доказательства того, что при кадастровой оценке проведён статистический анализ загруженной рыночной информации на статистическую достоверность. Для построения статистических моделей были использованы цены, которые при проведении статистического анализа рыночной информации выделены в качестве статистически достоверных.
Названные обстоятельства позволили прийти судам к выводу о том, что ФГУП "ФКЦ "Земля" был произведён расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешённого использования земель, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний N 39, определён состав факторов стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, осуществлён сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов. В отчёте приведены источники информации (таблица 2 приложения 7), перечень объектов со значением факторов кластеризации (таблица 3 приложения 7).
В связи с этим суды не нашли оснований считать незаконными действия заинтересованных лиц по признанию отчёта соответствующим Методическим указаниям N 39.
...
Поскольку действия Росреестра и Управления Росреестра по признанию отчёта об определении кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателей Марабяна С.Х., Тержанян Д.А., Белявцева О.Д., Парфёнова А.В., суды правомерно отказали в признании их незаконными согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 августа 2011 г. N Ф04-4184/11 по делу N А02-1337/2010
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1337/10
04.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4184/11
08.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4184/11
11.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2656/11