г. Тюмень |
Дело N А46-11548/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Фроловой С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный аграрный университет" на решение Арбитражного суда Омской области от 11.02.2011 (судья Суставова О.Ю.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 (судьи Иванова Н.Е., Кливер Е.П., Рыжикова О.Ю.) по делу N А46-11548/2010
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, г. Омск, ул. Тарская, 11; ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782)
к обществу с ограниченной ответственностью "Институт строительных технологий" (644000, г. Омск, ул. Добровольского, 10; ИНН 5503107380, ОГРН 1075503000638)
о признании недействительным договора аренды земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле:
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный аграрный университет".
В заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Институт строительных технологий" - Карасев В.С. по доверенности от 21.06.2010 N 07 (паспорт).
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Институт строительных технологий" (далее - ООО "ИСТ", общество) о признании недействительной в силу ничтожности сделки-договора аренды земельного участка от 19.11.2007 N 145-ТУ.
Исковые требования основаны ссылками на статью 38 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 685) и мотивированы нарушением порядка заключения договора аренды земельного участка.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный аграрный университет" (далее - ФГОУ ВПО "ОмГАУ").
Решением от 11.02.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды исходили из доказанности совершения оспариваемой сделки в соответствии с действующим законодательством.
Не соглашаясь с выводами судебных инстанций, ТУ Росимущества и ФГОУ ВПО "ОмГАУ" подали кассационные жалобы.
ТУ Росимущества в своей кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
ТУ Росимущества считает неправомерным вывод суда о неприменении в рассматриваемом случае положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685; находит противоречивыми и несоответствующими законодательству указания судов на отсутствие установленного законом порядка проведения конкурса на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на момент заключения оспариваемого договора аренды. ТУ Росимущества полагает, что поскольку Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает прямого запрета на проведение торгов при предоставлении в аренду федеральных земельных участков, то применение постановления Правительства Российской Федерации N 685 является правомерным. По утверждению ТУ Росимущества, отсутствие установленного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации порядка проведения конкурса на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не приостанавливает и не прекращает действие постановления N 685 на федеральные земельные участки, и не является разрешительным основанием для заключения договоров аренды федеральных земельных участков без проведения процедуры конкурса. Податель жалобы указывает на возможность применения по аналогии постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков". Кроме того, ТУ Росимущества считает не основанным на фактических обстоятельствах вывод судов о недоказанности нахождения спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "ОмГАУ".
ФГОУ ВПО "ОмГАУ" в кассационной жалобе просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, считая, что договор аренды от 19.11.2007 N 145-ТУ заключен в нарушение постановления N 685 и статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов.
ООО "ИСТ" в отзыве выразило несогласие с доводами кассационной жалобы ТУ Росимущества, как не основанными на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела, просило судебные акты оставить без изменения, считая верными выводы судов о том, что действующим земельным законодательством не предусмотрено проведение торгов и предоставление на конкурсной основе в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В судебном заседании представитель ООО "ИСТ" высказался против удовлетворения кассационных жалоб.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие представителей ТУ Росимущества и ФГОУ ВПО "ОмГАУ", извещенных надлежащим образом о судебном заседании по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно материалам дела, ТУ Росимущества (арендодатель) на основании заключенного 19.11.2007 договора аренды N 145-ТУ (далее - договор N 145-ТУ) находящегося в федеральной собственности земельного участка предоставило ООО "ИСТ" (арендатор) в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:070106:3079, общей площадью 265543,00 кв.м, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:070106 г. Омск, для использования для общественно-деловых целей, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью.
Срок аренды в соответствии с пунктом 2.1 договора N 145-ТУ установлен с 26.11.2007 по 24.11.2008.
По акту приема-передачи от 19.11.2007 земельный участок был передан в пользование.
ТУ Росимущества, считая договор аренды N 145-ТУ недействительным, как заключенный в нарушении положений постановления Правительства Российской Федерации N 685 и статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов, а также без учета наличия права бессрочного (постоянного) пользования третьего лица, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства возникшего спора с учетом положений статьи 22, пункта 4 статьи 27, статей 30, 34, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации N 685, и установив, что действующим законодательством на момент заключения спорной сделки не предусматривалось обязательное проведение конкурса (аукциона) на право заключения договора аренды земельного участка для использования его в соответствии с разрешенным использованием (назначением) данной территории, пришел к выводу о соответствии законодательству договора аренды от 19.11.2007 N 145-ТУ находящегося в федеральной собственности земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд также указал на то, что в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт нахождения спорного земельного участка в границах земельного участка, принадлежащего на праве бессрочного (постоянного) пользования ФГОУ ВПО "ОмГАУ", что также подтверждается судебными актами по делам N А46-3350/2009, N А46-4550/2010.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, проанализировав доказательства, установленные обстоятельства спора, согласился с обоснованностью выводов суда, отметив, что статья 38 Земельного кодекса Российской Федерации и принятое в соответствии с ней постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" не устанавливают требование об обязательном проведении торгов для приобретения права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством.
Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам спора и основаны на правильном применении норм права.
В части 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок организации и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
Судами правильно установлено, что положения статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации и указанного постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 не содержат требования об обязательном проведении торгов для приобретения права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации N 685 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 N 156, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды), заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, за исключением следующих случаев: а) передача в аренду в соответствии с решениями Президента Российской Федерации; б) предоставление помещения взамен изымаемого для государственных нужд, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий или сооружений; в) заключение договора аренды на основании вступившего в законную силу решения суда; г) когда федеральными законами или изданными до принятия настоящего постановления иными правовыми нормативными актами установлен особый порядок распоряжения объектами недвижимого имущества.
Судами установлено, что на момент заключения оспариваемого договора аренды Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации не был установлен порядок проведения конкурса на право заключения договора аренды объектов федерального недвижимого имущества, в том числе, земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Утвержденное распоряжением Министерства государственным имуществом Российской Федерации от 28.07.1998 N 774-р Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, определяло порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), находящихся в федеральной собственности, но не земельных участков.
Доводы ТУ Росимущества о том, что при заключении договора аренды от 19.11.2007 N 145-ТУ спорный земельный участок находился на праве постоянного (бессрочного) пользования у третьего лица были рассмотрены судами при разрешении спора и отклонены в связи с непредставлением надлежащих доказательств, подтверждающих факт нахождения арендуемого земельного участка в границах земельного участка, принадлежащего ФГОУ ВПО "ОмГАУ" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Выводы суда о недоказанности наличия права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок на момент заключения оспариваемого договора аренды не опровергнуты ТУ Росимущества и ФГОУ ВПО "ОмГАУ" при обращении с кассационными жалобами.
Таким образом, судами правильно указано на отсутствие нарушений порядка предоставления в аренду спорного земельного участка, находящего в федеральной собственности.
При разрешении спора судами всесторонне и полно исследованы имеющиеся в деле доказательства, и приведенные сторонами доводы, сделанные выводы не противоречат нормам действующего законодательства.
Изложенные в кассационных жалобах доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм действующего законодательства при вынесении судебных актов, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а по существу касаются установленных обстоятельств дела и сводятся к несогласию с их оценкой судами, направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Кассационные жалобы подлежат отклонению.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены состоявшихся судебных актов не установлено при проверке материалов дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.02.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 по делу N А46-11548/2010 оставить без изменения, а кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный аграрный университет" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации N 685 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 N 156, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды), заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, за исключением следующих случаев: а) передача в аренду в соответствии с решениями Президента Российской Федерации; б) предоставление помещения взамен изымаемого для государственных нужд, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий или сооружений; в) заключение договора аренды на основании вступившего в законную силу решения суда; г) когда федеральными законами или изданными до принятия настоящего постановления иными правовыми нормативными актами установлен особый порядок распоряжения объектами недвижимого имущества.
...
Утвержденное распоряжением Министерства государственным имуществом Российской Федерации от 28.07.1998 N 774-р Положение о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, определяло порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), находящихся в федеральной собственности, но не земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. N Ф04-3784/11 по делу N А46-11548/2010