г. Тюмень |
Дело N А45-18803/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Чапаевой Г.В.
Роженас О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2010 (судья Юшина В.Н.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 (судьи Павлюк Т.В., Солодилов А.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-18803/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Плотниковский мясокомбинат" (ИНН 5402176388, ОГРН 1025401028058) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (адрес: 630110, г. Новосибирск, ул. Новая Заря, д. 45, ИНН 5433157459, ОГРН 1045404364279) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области - Анищенко В.А. по доверенности от 05.08.2010.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Плотниковский мясокомбинат" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 30.06.2010 N 14-23/21 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 180 659 руб. и пени по данному налогу в размере 1 028 167 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судебными инстанциями не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, не дана оценка всем, представленным налоговым органом доказательств.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, по результатам которой принято решение от 30.06.2010 N 14-23/21.
Указанным решением Обществу начислен НДС в размере 2 180 659 руб. и пени по данному налогу в сумме 1 028 167 руб., единый социальный налог в размере 10 718 руб., пени по этому налогу в размере 1 858 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 168 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области от 24.09.2010 N 669, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на указанное решение Инспекции в части начисления налога и пени по НДС, решение Инспекции оставлено без изменения.
Несогласие с вышеназванным решением налогового органа в обжалуемой его части послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем, отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. При этом пункты 5 и 6 статьи 169 НК РФ устанавливают обязательные для оформления счетов-фактур требования, несоблюдение которых является основанием для отказа в предоставлении вычета по НДС.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщикам. При этом необходимо, чтобы перечисленные документы в совокупности с достоверностью подтверждали реальность хозяйственных операций и иные обстоятельства, с которыми законодатель связывает право налогоплательщика на получение права на налоговый вычет, то есть сведения в представленных документах должны быть достоверными.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
По смыслу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О и пункта 7 статьи 3 НК РФ, действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Обязанность доказывания недобросовестности возложена на налоговые органы. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъяснил в постановлении от 12.10.2006 N 53, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Обществом налоговому органу не были представлены для проверки первичные документы в связи с их изъятием сотрудниками ОРО N 4 ОРЧ КМ 1 по линии НП ГУВД по Новосибирской области. В связи с чем Инспекцией проводилась проверка Общества по документам, из которых нельзя однозначно установить, что контрагентом Общества ООО "Дельта" поставляло налогоплательщику крупный рогатый скот.
В качестве доказательств обоснованности начисления налогоплательщику НДС и пени по данному налогу Инспекция представила протоколы допроса Шалиной В.В. Однако, суд первой инстанции, исследовав представленные документы, сделав ссылку на положения статей 64, 68, 75 АПК РФ, сделал вывод, что представленные протоколы допроса оформлены с нарушениями, что противоречит нормам статьи 90 НК РФ.
Исходя из установленных обстоятельств, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что при отсутствии первичных документов Инспекция не могла проверить соответствие бухгалтерского и налогового учета первичным бухгалтерским документам.
Судом первой инстанции также указано, что в нарушение подпункта 12 пункта 3 статьи 100 и пункта 8 статьи 101 НК РФ налоговым органом ни в акте проверки, ни в оспариваемом решении нет указаний на исследование документов, подтверждающих выводы Инспекции, сделанные в данных ненормативных актах.
Каких-либо иных доказательств в подтверждение необоснованности заявления Обществом налоговых вычетов по НДС Инспекцией представлено не было.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции сделали правильный вывод об удовлетворении требований налогоплательщика.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Инспекции по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Новосибирской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, статьи 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 по делу N А45-18803/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О и пункта 7 статьи 3 НК РФ, действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Обязанность доказывания недобросовестности возложена на налоговые органы. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
...
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъяснил в постановлении от 12.10.2006 N 53, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.
...
В качестве доказательств обоснованности начисления налогоплательщику НДС и пени по данному налогу Инспекция представила протоколы допроса Шалиной В.В. Однако, суд первой инстанции, исследовав представленные документы, сделав ссылку на положения статей 64, 68, 75 АПК РФ, сделал вывод, что представленные протоколы допроса оформлены с нарушениями, что противоречит нормам статьи 90 НК РФ.
...
Судом первой инстанции также указано, что в нарушение подпункта 12 пункта 3 статьи 100 и пункта 8 статьи 101 НК РФ налоговым органом ни в акте проверки, ни в оспариваемом решении нет указаний на исследование документов, подтверждающих выводы Инспекции, сделанные в данных ненормативных актах."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2011 г. N Ф04-313/11 по делу N А45-18803/2010