Постановление Федеральноо арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 августа 2011 г. N Ф04-3582/11 по делу N А27-12884/2010
г. Тюмень |
Дело N А27-12884/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстек", г. Кемерово на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 (судьи Павлюк Т.В., Жданова Л.И., Солодилов А.В.) по делу N А27-12884/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транстек", г. Кемерово (ИНН 4205035629, ОГРН 1024200677885) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово (ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830) о признании незаконными действий, об обязании исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транстек" (далее - ООО "Транстек", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:172, площадью 19 432, 79 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, просп. Кузнецкий, 137а, в размере 119 342 981 рубля 88 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 141 рубля 32 копеек за кв. м, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля"; о признании незаконными действия Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:172 (предыдущий кадастровый номер - 42:24:010208:11), площадью 19 432, 79 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, просп. Кузнецкий, 137а, в размере 119 342 981 рубля 88 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6 141 рубля 32 копеек за кв. м; об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:172, площадью 19 432, 79 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, просп. Кузнецкий, 137а, в размере 119 342 981 рубля 88 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6 141 рубля 32 копеек за кв. м.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2010 (судья Петракова С.Е.) заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 решение от 18.01.2010 отменено. Принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Транстек" просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение арбитражного суда.
По его мнению, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель отмечает необоснованность вывода апелляционного суда о возможности рассмотрения вопроса о достоверности результатов кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:172 только в рамках дела об оспаривании постановления об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков.
По мнению ООО "Транстек", вывод апелляционного суда о проведении расчета кадастровой стоимости указанного земельного участка при непосредственном контроле Управления Росреестра по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008 является ошибочным.
Кроме того, заявитель указывает на отсутствие достаточных доказательств использования рыночной информации при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:172.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "ФКЦ "Земля" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До рассмотрения кассационной жалобы в суд кассационной инстанции от Общества поступило ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до изготовления в окончательной форме и публикации Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А27-4849/2010.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для приостановления рассмотрения кассационной жалобы Общества по делу и отклоняет заявленное ходатайство.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что ООО "Транстек" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:172, общей площадью 19 432, 79 кв. м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводский район, пр-кт Кузнецкий, 137а, категория земель: земли поселений (свидетельство о государственной регистрации права 42 АА 628894 от 01.07.2003).
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:172 (равнозначен кадастровому номеру 42:24:0101033:0172) составляет 119 342 981 рубль 88 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м данного земельного участка 6 141 рубль 32 копейки (кадастровый паспорт земельного участка от 06.03.2009 N 4200/001/09-48144).
Ссылаясь на отчет независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Центр независимой оценки" от 23.08.2010 N ОН 96/10, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:172 составляет 31 150 980 рублей, ООО "Транстек" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия достаточных доказательств использования заинтересованными лицами рыночной информации при расчете кадастровой стоимости земельного участка Общества.
Апелляционный суд, отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из данных норм права, для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов суд должен установить несоответствие обжалуемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком", в случае предъявления в арбитражный суд иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчёте независимого оценщика, или о признании недействительным отчёта независимого оценщика судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности), под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности, отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признаётся документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчёте, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
При этом следует учитывать, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определённой независимым оценщиком, путём предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определённой независимым оценщиком, путём предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлении результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждении государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесении сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Следовательно, доводы Общества о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
Из материалов дела следует, что при совершении оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельного участка, Управление Росреестра по Кемеровской области, Росреестр руководствовались положениями Федерального закона "О государственном земельном кадастре", а также Правилами N 316, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
На основании пункта 10 Правил N 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Кемеровского областного суда в рамках рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 оно не признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010 N 81-Г10-10 указанное решение Кемеровского суда оставлено без изменения.
Суд кассационной инстанции считает, что включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое не отменено в установленном порядке.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что в настоящий момент обжалование в судебном порядке Отчета, подготовленного Кемеровским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", невозможно, Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 не признано недействующим в части установления размера удельного показателя кадастровой стоимости указанного выше земельного участка, действия Управления Росреестра по Кемеровской области, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают права и законные интересы Общества, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
В связи с тем, что подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что составляет 1 000 рублей, излишне уплаченная обществом с ограниченной ответственностью "Транстек", г. Кемерово государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возвращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А27-12884/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстек", г. Кемерово - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Транстек", г. Кемерово из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную 06.06.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции считает, что включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое не отменено в установленном порядке.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что в настоящий момент обжалование в судебном порядке Отчета, подготовленного Кемеровским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", невозможно, Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 не признано недействующим в части установления размера удельного показателя кадастровой стоимости указанного выше земельного участка, действия Управления Росреестра по Кемеровской области, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают права и законные интересы Общества, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
...
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А27-12884/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстек", г. Кемерово - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. N Ф04-3582/11 по делу N А27-12884/2010