г. Тюмень |
Дело N А27-12886/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транстек" на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу N А27-12886/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транстек" (650051, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 137а, ИНН 4205035629, ОГРН 1024200677885)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (650066, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 3Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 21, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830)
о признании незаконными действий, обязании исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" г. Москва, Коллегия администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транстек" (далее - ООО "Транстек") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "ЗКП") о признании незаконными действий Управления Росреестра, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301002:68, площадью 7 713,37 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Черемховская, строение 6/12, в размере 20 058 618,68 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 600,50 руб. за кв.м; обязании ФГУ "ЗКП" исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301002:68, площадью 7 713,37 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Черемховская, строение 6/12, в размере 20 058 618,68 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 600,50 руб. за кв.м, занимаемого обществом.
Заявленные требования мотивированы ненадлежащей предварительной проверкой Управлением Росреестра отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, повлекшую внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301002:68, принадлежащего ему на праве собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Коллегия администрации Кемеровской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
Арбитражный суд Кемеровской области решением от 14.01.2011 (судья Мишина И.В.) удовлетворил заявленные требования.
Седьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.05.2011 отменил решение суда и отказал ООО "Транстек" в удовлетворении заявления, придя к выводу о законности оспариваемых действий органа кадастрового учета и отсутствии нарушений прав и интересов общества.
В кассационной жалобе ООО "Транстек", ссылаясь на незаконность принятого постановления, на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы указывает на не предоставление Управлением Росреестра доказательств проверки отчета на соответствие условиям технического задания, требованиям к содержанию и проведению работ, отсутствие акта проверки отчета, в связи с чем, считает недоказанным выполнение Управлением Росреестра функций по контролю за выполнением работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Податель жалобы считает необоснованной ссылку апелляционного суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, в суд кассационной инстанции 18.07.2011 от ООО "Транстек" поступило ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до изготовления и публикации постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А27-4849/2010, выводы по которому имеют значение для правильного разрешения настоящего дела и формирования единообразной правоприменительной практики.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции в соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришла к выводу об отказе в удовлетворении данного ходатайства, не усматривая невозможность рассмотрения кассационной жалобы по настоящему делу до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А27-4849/2010 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Управление Росреестра и ФГУП "ФКЦ "Земля" в представленных возражениях высказались против удовлетворения кассационной жалобы, находя её доводы необоснованными, просили постановление апелляционного суда оставить без изменения. Вместе с тем, ФГУП "ФКЦ "Земля" просило рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон по делу, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права и соответствие выводов судов установленным обстоятельствам по делу, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Транстек" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301002:68 по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Черемховская, строение 6/12.
Согласно полученным кадастровой выписке и кадастрового паспорта от 17.03.2009 г. N 4200/001/09-56371, ООО "Транстек" стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301002:68 составляет 20 058 618,68 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 2 600,50 руб. за кв.м.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка неправомерно увеличена, поскольку ранее она составляла 4 438 042 руб. (кадастровый план от 28.03.2006 N 24/06-1480), ООО "Транстек" заключило договор с оценочной организацией - ООО "Центр независимой оценки", по отчету которого рыночная стоимость спорного земельного участка определена в сумме 3 125 925 руб.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости земельного участка относительно рыночной стоимости, ООО "Транстек", находя результаты государственной кадастровой оценки земельных участков недостоверными, а действия по формированию сведений о кадастровой стоимости незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом суд сослался на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности оспариваемых действий органа кадастрового учета, а также отсутствия нарушения прав и интересов заявителя.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Административный регламент), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе, в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра, согласно пунктам 8.1, 9.5 Административного регламента.
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520 утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям, в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 (письмо от 24.11.2008 г. N МП/0242).
Управление Росреестра исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Суд апелляционной инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к выводу о том, что действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельных участков соответствуют нормам законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Доводы подателя кассационной жалобы о необоснованности выводов апелляционного суда по существу сводятся к их несогласию, не содержат оснований для отмены обжалуемого постановления, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011. по делу N А27-12886/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Административный регламент), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе, в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра, согласно пунктам 8.1, 9.5 Административного регламента.
...
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520 утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2011 г. N Ф04-4164/11 по делу N А27-12886/2010