г. Тюмень |
Дело N А03-10780/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Роженас О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Алтайскому краю на решение от 15.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Сайчук А.В.) и постановление от 19.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кулеш Т.А., Музыкантова М.Х., Солодилов А.В.) по делу N А03-10780/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Поспелихинское ремтехпредприе" (659702, Алтайский край, Поспелихинский район, п. Поспелиха, ул. Инженерная, 1А, ИНН 2265040027, ОГРН 1062289003314) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Алтайскому краю (658390, Алтайский край, Шипуновский район, с. Шипуново, ул. Луначарского, д. 80, ИНН 2289006177, ОГРН 1042201531855) о признании недействительным решения.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Алтайскому краю - Ройлян В.П. по доверенности от 14.02.2011 N 02-01-19/143.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Поспелихинское ремтехпредприятие" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 29.03.2010 N РА-6-06-01 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Алтайскому краю (далее - Инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 15.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе заявитель указал на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт. Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе. Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Как следует из кассационной жалобы, Инспекцией оспариваются выводы судов о допущенном налоговым органом существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
По результатам проведения выездной налоговой проверки Инспекция приняла решение от 29.03.2010N РА-6-06-01, которым Обществу доначислены налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, соответствующие суммы пени, Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общество, не согласившись с решением Инспекции, обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, решением которого апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворена частично.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, исходили из нарушения Инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ основанием для признания решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным. Кроме того, по мнению судов, налоговым органом не представлено доказательств правомерности доначисления Обществу перечисленных в оспариваемом решении налогов.
Суды указали, что руководитель Общества в соответствии с уведомлением от 25.02.2010 N 4 явился в налоговый орган в назначенное время в кабинет руководителя, однако работником налогового органа он был поставлен в известность о рассмотрении руководителем налогового органа материалов выездной налоговой проверки в другой день, о чем ему будет сообщено особо. О том, что рассмотрение материалов налоговой проверки не было завершено 22.03.2010 свидетельствует то, что в решении Инспекции от 29.03.2010 учтено ходатайство Общества от 25.03.2010 N 02, полученное Инспекцией 26.03.2010.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителя Инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены (изменения) принятых по настоящему делу судебных актов.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно существенного нарушения Инспекцией процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки исходя из следующего.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Исходя из системного толкования положений статьи 101 НК РФ материалы налоговой проверки и возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств при условии обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, с последующим принятием решения по результатам рассмотрения материалов проверки тем же должностным лицом налогового органа.
Согласно пункта 5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, происходит в процессе рассмотрения материалов проверки.
Следовательно, налогоплательщик должен быть извещен не только о дате начала рассмотрения материалов проверки, но и о переносе процедуры рассмотрения на другую дату.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что при рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган не обеспечил надлежащим образом возможность Обществу участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку, как верно указано судами, о незавершении рассмотрения материалов налоговой проверки 22.03.2010 свидетельствует то, что в решении Инспекции от 29.03.2010 учтено ходатайство Общества N 02 от 25.03.2010, полученное Инспекцией 26.03.2010.
С учетом изложенных обстоятельств, фактически процесс рассмотрения материалов налоговой проверки происходил не только 22.03.2010, как утверждает Инспекция и о чем был извещен налогоплательщик, но и в период с 26.03.2010 (момент поступления в налоговый орган письма Общества N 02 от 25.03.2010) по 29.03.2010. (дата принятия оспариваемого решения).
Кассационная инстанция считает обоснованным довод Инспекции, что материалы дела не содержат достаточных доказательств явки налогоплательщика 22.03.2010 на рассмотрение материалов проверки, а также воспрепятствования ему со стороны сотрудников налогового органа участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки.
Однако суд кассационной инстанции считает, что данное обстоятельство не является основанием для отмены (изменения) принятых по настоящему делу судебных актов, поскольку с учетом вышеизложенного оно не влияет на верный вывод судов о ненадлежащем извещении налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки в период с 26 марта по 29 марта 2010 года.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о нарушении Инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которое в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ является безусловным основанием для признания недействительным ненормативного акта налогового органа.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 19.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10780/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из системного толкования положений статьи 101 НК РФ материалы налоговой проверки и возражения налогоплательщика на акт налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств при условии обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, с последующим принятием решения по результатам рассмотрения материалов проверки тем же должностным лицом налогового органа.
Согласно пункта 5 статьи 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
...
Кассационная инстанция считает обоснованным довод Инспекции, что материалы дела не содержат достаточных доказательств явки налогоплательщика 22.03.2010 на рассмотрение материалов проверки, а также воспрепятствования ему со стороны сотрудников налогового органа участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки.
Однако суд кассационной инстанции считает, что данное обстоятельство не является основанием для отмены (изменения) принятых по настоящему делу судебных актов, поскольку с учетом вышеизложенного оно не влияет на верный вывод судов о ненадлежащем извещении налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки в период с 26 марта по 29 марта 2010 года.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам о нарушении Инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которое в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ является безусловным основанием для признания недействительным ненормативного акта налогового органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 августа 2011 г. N Ф04-4351/11 по делу N А03-10780/2010