г. Тюмень |
Дело N А46-12932/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Омской области, администрации города Омска, Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение от 06.05.2011 Арбитражного суда Омской области (судьи Суставова О.Ю., Чернышев В.И., Яркова С.В.) по делу N А46-12932/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная компания "Омскагрегат" (644007, г. Омск, ул. Герцена, д. 48, ОГРН 1025500744367) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ОГРН 1025500757259) о признании недействующим в части постановления от 27.09.2010 N858-п.
Другие лица, участвующие в деле: бюджетное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Департамент имущественных отношений администрации города Омска, Министерство имущественных отношений Омской области.
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Акционерная компания "Омскагрегат" - Попов И.В. по доверенности от 10.12.2010, Манько Н.Н. по доверенности от 03.06.2010; Департамента имущественных отношений администрации города Омска - Мамедова Э.А. по доверенности от 07.10.2010; Министерства имущественных отношений Омской области - Овчеренко С.В. по доверенности от 29.12.2010; прокуратуры Омской области - старший помощник прокурора Лазарчук А.В. по удостоверению; бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" - Жамаметденова Н.Н.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Акционерная компания "Омскагрегат" (далее - ОАО "АК "Омскагрегат", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации города Омска (далее по тексту - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействующим постановления Администрации города Омска от 27.09.2010 N 858-п "Об установлении срочного публичного сервитута в отношении земельных участков, расположенных в Кировском, Советском и Центральном административных округах города Омска, в целях прокладки электрических линий и сетей" в части установления срочного публичного сервитута в отношении части земельного участка площадью 751 кв.м, входящей в границы земельного участка площадью 7924 кв.м с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3308.
Решением от 06.05.2011 Арбитражного суда Омской области заявление ОАО "АК "Омскагрегат" удовлетворено. Постановление администрации от 27.09.2010 N 858-п "Об установлении срочного публичного сервитута в отношении земельных участков, расположенных в Кировском, Советском и Центральном административных округах города Омска, в целях прокладки электрических линий и сетей" в части установления срочного публичного сервитута в отношении части земельного участка площадью 751 кв.м, входящей в границы земельного участка площадью 7924 кв.м. с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3308, признано недействующим как несоответствующее положениям части 2, части 3, части 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных отношений Омской области (далее - министерство имущественных отношений), администрация, Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент) обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационных жалоб приводят следующие доводы: в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичные сервитуты могут быть установлены для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ, из чего податели жалоб делают вывод о том, что к числу "других работ" относится прокладка линий электропередач; вывод суда о том, что публичный сервитут был установлен в пользу Бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" является ошибочным, поскольку данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, в целях, направленных на достижение общественных благ, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; установление публичного сервитута обусловлено необходимостью и заинтересованностью муниципального образования (города Омска) в решении недостатка генерирующих мощностей, в повышении надежности электроснабжения, то есть для обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационных жалоб, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела, ОАО "АК "Омскагрегат" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 7924,00 кв.м с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3308, разрешенное использование: для размещения железнодорожных путей, местоположение установлено относительно железнодорожных путей: N 1, 2, 3, 4, 8 (с территории завода к станции Омск-северная), имеющих почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. Герцена, д.48., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.11.2009 серия 55 АГ N 086736, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Бюджетное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" 17.02.2010 обратилось к мэру города Омска с заявлением N ОБ-285 об установлении публичного сервитута на земельные участки для строительства кабельных линий КЛ 110 кВ "Фрунзенская-Прибрежная", согласно прилагаемой схеме, на период строительства.
Администрацией 28.06.2010 принято постановление N 537-п "О назначении общественных слушаний по вопросу установления постоянного публичного сервитута в отношении земельных участков, расположенных в Кировском, Советском и Центральном административных округах города Омска".
Уведомлением N 09/22124 департамент известил ОАО "АК "Омскагрегат" о проведении общественных слушаний по вопросу установления на срок до 1 марта 2011 года публичного сервитута для временного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3308, площадью 7924,00 кв.м, местоположение установлено относительно железнодорожных путей: N 1, 2, 3, 4, 8 (с территории завода к станции Омск-северная), имеющих почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. Герцена, д.48, принадлежащего ОАО "АК "Омскагрегат" на праве собственности, в целях прокладки кабельной линии электропередачи от подстанции "Фрунзенская" до подстанции "Прибрежная".
ОАО "АК "Омскагрегат" 26.07.2010 направило в департамент письменные возражения по вопросу установления публичного сервитута, в котором указало на то, что установление публичного сервитута в отношении принадлежащего на праве собственности ОАО "АК "Омскагрегат" земельного участка невозможно по причине его несоответствия требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Общественные слушания по вопросу установления срочного публичного сервитута проведены 01.08.2010 с 10.00 до 10.50 по адресу: г. Омск, ул. Герцена, д.25, каб. 220. По результатам слушаний департаментом было составлено заключение от 10.08.2010, согласно которому с учетом мнения присутствовавших на общественных слушаниях, внесенных замечаний и предложений, решено одобрить установление публичного сервитута на срок до 1 марта 2011 года в целях прокладки электрических линий и сетей для временного использования перечисленных земельных участков.
Заключение о результатах общественных слушаний по вопросу установления срочного публичного сервитута от 10.08.2010 было опубликовано в издании "Третья столица" N 33 (582) от 19.08.2010 и размещено в сети "Интернет" на официальном сайте департамента.
Постановлением администрации от 27.09.2010 N 858-п "Об установлении срочного публичного сервитута в отношении земельных участков, расположенных в Кировском, Советском и Центральном административных округах города Омска, в целях прокладки электрических линий и сетей" установлен в интересах Бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" в целях прокладки электрических линий и сетей согласно схемам земельных участков (приложения NN 1 - 3) на срок до 1 марта 2011 года сервитут в отношении, в том числе, части земельного участка площадью 751 кв.м, входящей в границы земельного участка площадью 7924 кв.м с кадастровым номером 55:36:040103:3308.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 25.10.2010 зарегистрировано обременение (публичный сервитут) на указанные выше земельные участки на основании постановления администрации от 27.09.2010 N 858-п, запись о государственной регистрации N 55-55 01/278/2010-893.
Полагая, что постановление администрации от 27.09.2010 N 858-п "Об установлении срочного публичного сервитута в отношении земельных участков, расположенных в Кировском, Советском и Центральном административных округах города Омска, в целях прокладки электрических линий и сетей" в части установления срочного публичного сервитута в отношении части земельного участка площадью 751 кв.м, входящей в границы земельного участка площадью 7924 кв.м с кадастровым номером 55:36:04 01 03:3308, не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, ОАО "АК "Омскагрегат" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление издано с целью проведения бюджетным учреждением Омской области "Облстройзаказчик" работ по прокладке электрических линий и сетей на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве собственности.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация не доказала правомерность установления в отношении спорного земельного участка публичного сервитута, поскольку он установлен в интересах бюджетного учреждения Омской области "Облстройзаказчик" для выполнения им работ по прокладке электрических линий и сетей. С учетом изложенного суд признал доказанным факт нарушения положений статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и прав и законных интересов ОАО "АК "Омскагрегат".
Выводы суда соответствуют закону и материалам дела.
В пункте 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты, в частности - сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок (подпункты 1, 6, 10 пункта 3); сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке (подпункты 4 - 5, 7 - 9 пункта 3); сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес (подпункты 2 - 3 пункта 3).
Между тем в материалы дела администрацией не представлено документов, подтверждающих, что публичный сервитут был установлен для реализации потребностей, перечисленных в данной норме права, и отсутствовала иная возможность прокладки линий электропередач.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка заявителя на подпункт 9 пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку прокладка электрических линий не относится к иным видам изыскательских и исследовательских работ.
Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Основной отличительной чертой публичных сервитутов является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут.
Между тем выводы суда первой инстанции о том, что в нарушение требований статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации из текста оспариваемого постановления следует, что в результате установления публичного сервитута в отношении земельного участка право ограниченного пользования им получило только бюджетное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" материалами дела не опровергаются.
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов юридических лиц, которым принадлежат земельные участки.
Администрация не доказала правомерность установления публичного сервитута в отношении спорного земельного участка, нарушила положения статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и права заявителя, поэтому суд обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявления правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых заявителем и заинтересованными лицами, и сделал правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств. Эти доводы были предметом судебного разбирательства и признаны неосновательными. Сведений, опровергающих выводы суда, в кассационной жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.05.2011 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-12932/2010 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Омской области, Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Основной отличительной чертой публичных сервитутов является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут.
Между тем выводы суда первой инстанции о том, что в нарушение требований статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации из текста оспариваемого постановления следует, что в результате установления публичного сервитута в отношении земельного участка право ограниченного пользования им получило только бюджетное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" материалами дела не опровергаются.
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов юридических лиц, которым принадлежат земельные участки.
Администрация не доказала правомерность установления публичного сервитута в отношении спорного земельного участка, нарушила положения статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и права заявителя, поэтому суд обоснованно удовлетворил заявленное требование."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 августа 2011 г. N Ф04-3574/11 по делу N А46-12932/2010
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3574/11