г. Тюмень |
Дело N А75-563/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Ильина
судей Т.И. Отческой
О.Ю. Черноусовой
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора на решение от 21.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Членова Л.А.) и постановление от 24.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу N А75-563/2011 по заявлению открытого акционерного общества Многопрофильная компания "Аганнефтегазгеология" (628615, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский р-н, п.г.т. Новоаганск, ул. Центральная, д. 9А, ИНН 8620011110, ОГРН 1028601866182) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Другое лицо, участвующее в деле: Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура.
В заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества Многопрофильная компания "Аганнефтегазгеология" - Закирова Л.Т. (доверенность от 01.07.2010).
Суд установил:
Открытое акционерное общество Многопрофильная компания "Аганнефтегазгеология" (далее - ОАО МК "Аганнефтегазгеология") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 14.01.2011 N 03-ГК/12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура.
Решением от 21.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявленные ОАО МК "Аганнефтегазгеология" требования удовлетворены.
Постановлением от 24.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росприроднадзора, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить решение от 21.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постановление от 24.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.
Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура в своей кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО МК "Аганнефтегазгеология" требований.
В отзывах на кассационные жалобы ОАО МК "Аганнефтегазгеология", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО МК "Аганнефтегазгеология" Закирова Л.Т. поддержала доводы, изложенные в отзывах на кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационные жалобы Управления Росприроднадзора и Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой соблюдения требований законодательства о недрах установлено, что ОАО МК "Аганнефтегазгеология" осуществляет добычу растворенного нефтяного газа сверх объема, установленного проектным документом.
По данному факту Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой 30.11.2010 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, которое в соответствии со статьей 23.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено в Управление Росприроднадзора.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управление Росприроднадзора вынесло постановление от 14.01.2011 N 03-ГК/12 о привлечении ОАО МК "Аганнефтегазгеология" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с выводами Управления Росприроднадзора, ОАО МК "Аганнефтегазгеология" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления от 14.01.2011 N 03-ГК/12.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр приведены в статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Одной из его обязанностей является выполнение условий, предусмотренных в лицензии (пункт 10 части 2 названной статьи).
Статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для привлечения ОАО МК "Аганнефтегазгеология" к административной ответственности послужил вывод Управления Росприроднадзора о невыполнении этим юридическим лицом пункта 5.4 лицензионного соглашения ХМН N 02103 НР на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья Чухлорского участка недр в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, согласно которому владелец лицензии должен обеспечить соблюдение утвержденных проектных документов по разведке месторождений и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородного сырья и выхода на проектную мощность.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Признавая незаконным постановление от 14.01.2011 N 03-ГК/12, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что ОАО МК "Аганнефтегазгеология" своевременно были приняты все необходимые и достаточные меры для приведения уровня добычи растворенного газа в соответствие с проектным.
Так, согласно материалам дела ОАО МК "Аганнефтегазгеология" 22.07.2010, то есть задолго до окончания отчетного года, заключило договор с проектной организацией на разработку Дополнения к Технологической схеме разработки Южно-Рославльского нефтяного месторождения.
В подготовленном проектной организацией Дополнении к Технологической схеме разработки Южно-Рославльского нефтяного уровень добычи растворенного газа на 2010 год установлен в объеме 20,5 млн. куб. м. Фактически за 9 месяцев 2010 года ОАО МК "Аганнефтегазгеология" добыто 14. 968 млн.куб. м. растворенного газа.
Дополнение к Технологической схеме разработки Южно-Рославльского нефтяного месторождения 12.10.2010 прошло экспертизу, 12.11.2010 было согласовано с Федеральным агентством по недропользованию, 24.11.2010 прошло согласование на заседании Комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 16.12.2010 было направлено Федеральным агентством по недропользованию для получения заключения в Министерство энергетики Российской Федерации.
После получения положительного заключения Минэнерго России вопрос о согласовании Технического проекта был вынесен на заседание нефтяной секции Центральной комиссии по разработке (ЦКР Роснедр), назначенное на 27.01.2011.
Протоколом заседания названной Комиссии от 27.01.2011 N 5047 Дополнение к технологической схеме разработки Южно-Рославльского нефтяного месторождения было согласовано с технологическими показателями уровня добычи растворенного газа в 2010 году в объеме 20,5 млн. куб. м.
При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций Управлением Росприроднадзора не были представлены доказательства, подтверждающие уклонение ОАО МК "Аганнефтегазгеология" от приведения уровня добычи растворенного газа в соответствие с проектным.
Принимая во внимание, что ОАО МК "Аганнефтегазгеология" заблаговременно приняты все необходимые и достаточные меры для приведения уровня добычи растворенного газа в соответствие с проектными документами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Управлением Росприроднадзора не доказана вина данного юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Принимая во внимание, что выводы двух судебных инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 24.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-563/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
...
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Принимая во внимание, что ОАО МК "Аганнефтегазгеология" заблаговременно приняты все необходимые и достаточные меры для приведения уровня добычи растворенного газа в соответствие с проектными документами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Управлением Росприроднадзора не доказана вина данного юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2011 г. N Ф04-4214/11 по делу N А75-563/2011