г. Тюмень |
Дело N А03-18243/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Тамашакина С.Н.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу отдела внутренних дел по Локтевскому району Алтайского края на решение от 25.01.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Лобанова Т.Б.) и постановление от 27.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зубарева Л.Ф., Калиниченко Н.К., Мухина И.Н.) по делу N А03-18243/2010 по иску открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (ИНН 2224132840, ОГРН 1092224002331) к отделу внутренних дел по Локтевскому району Алтайского края (ИНН 2256003364, ОГРН 1022202284994) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее - ОАО "Алтайкрайэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к отделу внутренних дел по Локтевскому району Алтайского края (далее - ОВД по Локтевскому району, ответчик) о взыскании 10 142,87 руб. задолженности по оплате потребленной электроэнергии по скорректированным счетам-фактурам за период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года, 294,78 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 37,65 руб. почтовых расходов.
Решением от 25.01.2011 Арбитражный суд Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 27.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, прекращено производство по делу в части взыскания с ОВД по Локтевскому району 294,78 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в связи отказом истца от данной части иска. С ОВД по Локтевскому району в пользу ОАО "Алтайкрайэнерго" взыскано 10 142,87 руб. задолженности по оплате потребленной электроэнергии, 1943,52 руб. расходов по оплате государственной пошлине и 37,58 руб. почтовых расходов.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОВД по Локтевскому району обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик указывает, что истец в нарушение пункта 109 Правил N 530 функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, (далее - Правила N 530) не определял нерегулируемые цены и не доводил их до сведения потребителей. Считает, что после осуществления платы, подписания актов сверки и прекращения срока действия договора у истца отпали субъективные права по предъявлению каких-либо требований к ответчику по оплате. Ответчик полагает, что наличие нормы права, предусматривающей возможность оплаты за потребленную электроэнергию как по регулируемым, так и по нерегулируемым ценам не предполагает обязанности применения нерегулируемых цен для уже исполненных обязательств.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между АКГУП "Алтайкрайэнерго" в лице филиала "Змеиногорские МЭС" (ЭСО, правопредшественник истца) и ОВД по Локтевскому району (абонент) были заключены договоры энергоснабжения от 01.01.2007, 01.04.2007, 01.01.2008, 01.04.2008, 01.07.2008 на подачу электрической энергии.
В соответствии с условиями договоров энергоснабжения ЭСО поставляло ответчику электрическую энергию, в том числе, в период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года.
В результате применения нерегулируемых цен за период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года и перерасчета стоимости оказанных услуг и поставленной электроэнергии, истец составил дополнительные акты выполненных работ, на основании которых ответчику выставлены дополнительные - скорректированные счета-фактуры о доначислении стоимости электроэнергии в сумме 10 142,87 руб.
Претензия истца об оплате указанной суммы задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о правомерности произведенного расчета с учетом свободных цен на электрическую энергию и установили обстоятельства, связанные с возникновением обязательства по оплате сложившейся задолженности.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового и розничных рынков, а также по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Пунктом 106 Правил N 530 установлено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В пункте 109 Правил N 530 предусмотрено, что электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, исходя из того, что истец является гарантирующим поставщиком электрической энергии и вправе при начислении платы за поставленную электроэнергию применять свободные (нерегулируемые) цены со дня вступления в силу Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ независимо от внесения в договор соответствующих изменений, поскольку он является публичным, учитывая, что основанием для выставления истцом дополнительных счетов по нерегулируемым ценам за электроэнергию послужило совершение действий по корректировке потребленного объема электрической энергии в спорный период по нерегулируемым (свободным) ценам в рамках действующего законодательства, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.01.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 27.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18243/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу отдела внутренних дел по Локтевскому району Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, исходя из того, что истец является гарантирующим поставщиком электрической энергии и вправе при начислении платы за поставленную электроэнергию применять свободные (нерегулируемые) цены со дня вступления в силу Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ независимо от внесения в договор соответствующих изменений, поскольку он является публичным, учитывая, что основанием для выставления истцом дополнительных счетов по нерегулируемым ценам за электроэнергию послужило совершение действий по корректировке потребленного объема электрической энергии в спорный период по нерегулируемым (свободным) ценам в рамках действующего законодательства, суды правомерно удовлетворили исковые требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 августа 2011 г. N Ф04-3638/11 по делу N А03-18243/2010