г. Тюмень |
Дело N А81-538/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 31 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.
судей Есикова А.Н.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" на постановление от 02.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Глухих А.Н., Еникеева Л.И., Зиновьева Т.А.) по делу N А81-538/2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, улица Зверева, 1, ИНН 8903019871, ОГРН 1028900578080) к открытому акционерному обществу "ГАЗПРОМ" (117997, город Москва, улица Наметкина, 16, ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) о признании права собственности на железнодорожные пути.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Надымское предприятие железнодорожного транспорта", открытое акционерное общество "Российские железные дороги", открытое акционерное общество "Ямальская железнодорожная компания", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО "Газпром добыча Надым" Балуев Д.О. по доверенности от 31.12.2010 N 24/7-274,
ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" Баталова Н.В. по доверенности от 11.01.2011, Новиков А.Ю. по доверенности от 12.01.2011,
ОАО "РЖД" Баскова И.И. по доверенности от 08.10.2009 N 4/09-НЮ,
ОАО "ГАЗПРОМ" Гордиенко И.В. по доверенности от 19.12.2008.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Надымгазпром" (далее - ООО "Надымгазпром") (правопредшественник общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (далее - ООО "Газпром добыча Надым"), ссылаясь на статьи 12, 132, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к открытому акционерному обществу "ГАЗПРОМ" (далее - ОАО "ГАЗПРОМ") с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании права собственности на объект недвижимого имущества - "Железная дорога станция Надым-Пристань - станция Пангоды", инвентарный номер БТИ 00030109, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, общей протяжённостью 71,642 км (с учётом мостов) (перечень согласно исковому заявлению).
Решением от 27.02.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа исковые требования удовлетворены. Постановлением от 26.08.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 27.07.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Определениями суда в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" (далее - ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта"), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), открытое акционерное общество "Ямальская железнодорожная компания", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе.
При новом рассмотрении дела истцом уточнены заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец просит признать право собственности на объект "Железная дорога станция Надым-Пристань - станция Пангоды" с инвентарным номером БТИ 00030109 по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, общей протяжённостью 71,642 км (с учётом мостов). В состав объекта входят следующие железнодорожные пути:
от 573 км пк 6+11 до 577 км пк 2+09/111+50, общей протяжённостью 3,598 км;
от 577 км пк 2+09/111+50 до 580 км пк 6+67/23+20, общей протяжённостью 3,458 км;
от 581 км пк 7+75/12+12 до 587 км пк 2+34/1032+0, общей протяжённостью 5,459 км;
от 587 км пк 3+24/1032+90 до 601 км пк 4+58,5/1174+24,5, общей протяжённостью 14,140 км, включая три моста длиной 73,90 м: 1й мост км 591 ПК 1075+25 протяжённостью 23,00 м, 2й мост км 594 ПК 1105+40 протяжённостью 27,90 м, 3й мост км 598 ПК 1145+92 протяжённостью 23,00 м;
от 602 км пк 0+27,5/1179+93,5 до 617 км пк 0+30, общей протяжённостью 14,997 км, включая шесть мостов длиной 118 м: 1й мост км 603 ПК 1196+78 протяжённостью 23,00 м, 2й мост км 607 ПК 1231+92 протяжённостью 18,00 м, 3й мост км 610 ПК 1263+84 протяжённостью 23,00 м, 4й мост км 614 ПК 41+87 протяжённостью 18,00 м, 5й мост км 614 ПК 38+47 протяжённостью 18,00 м, 6й мост км 615 ПК 24+99 протяжённостью 18,00 м;
от 624 км пк 9+00 до 625 км пк 2+88, общей протяжённостью 0,388 км, включая мост;
от 625 км пк 9+20 до 628 км пк 4+00, общей протяжённостью 2,480 км, включая один мост км 627 ПК 294+38 длиной 73,56 м;
от 629 км пк 6+00 до 633 км пк 5+25, общей протяжённостью 3,925 км, включая три моста длиной 96,70 м: 1й мост км 629 ПК 314+68 протяжённостью 18,00 м, 2й мост км 631 ПК 331+56 протяжённостью 34,3 м, 3й мост км 632 ПК 341+48 протяжённостью 44,4 м;
от 635 км пк 6+00 до 635 км пк 7+50, общей протяжённостью 0,150 км, включая один мост км 635 ПК 371+60 длиной 34,30 м;
от 636 км пк 8+00 до 638 км пк 0+80, общей протяжённостью 1,280 км, включая один мост км 637 ПК 394+95 длиной 56,10 м;
от 641 км пк 4+50 до 643 км пк 4+70, общей протяжённостью 2,020 км, включая один мост км 641 ПК 435+70 длиной 41,10 м;
от 647 км пк 1+20 до 648 км пк 3+25, общей протяжённостью 1,205 км, включая один мост км 647 ПК 492+67 длиной 73,56 м;
от 649 км пк 8+00 до 650 км пк 0+50, общей протяжённостью 0,250 км, включая один мост км 650 ПК 1515+80 длиной 34,30 м;
от 654 км пк 7+75 до 655 км пк 9+00, общей протяжённостью 1,125 км, включая один мост км 655 ПК 570+13 длиной 51,40 м;
от 659 км пк 6+25 до 661 км пк 4+50, общей протяжённостью 1,825 км, включая один мост км 660 ПК 1615+97 длиной 62,40 м;
от 665 км пк 5+75 до 667 км пк 3+40, общей протяжённостью 1,765 км, включая два моста длиной 91,56 м: 1й мост км 665 ПК 673+28 протяжённостью 73,56 м, 2й мост км 666 ПК 684+40,2 протяжённостью 18,00 м;
от 672 км пк 2+40 до 674 км пк 2+20, общей протяжённостью 1,980 км, включая два моста длиной 91,56 м: 1й мост км 672 ПК 740+76 протяжённостью 18,00 м, 2й мост км 673 Пк 747+46 протяжённостью 73,56 м;
от 678 км пк 4+28 до 685 км пк 6+24, общей протяжённостью 7,196 км, включая три моста длиной 179,34 м: 1й мост км 682 ПК 1415+20 протяжённостью 34,3 м, 2й мост км 683 ПК 1424 +50 протяжённостью 99,94 м, 3й мост км 685 ПК 1439+53 протяжённостью 45,1 м;
от 685 км пк 6+24 до 687 км пк 2+97/1460+86,35, общей протяжённостью 1,673 км;
от 687 км пк 2+97/1460+86,35 до 690 км пк 0+25, общей протяжённостью 2,728 км.
Станционные пути (вторые пути) в составе объекта "Железная дорога станция Надым-Пристань - станция Пангоды" общей протяженностью 21,3483 км:
1. Станционный путь (станция Новый Хорей), протяжённостью 0,331 км, включая: путь N 25 (тупик) от стрелки 9 до стрелки 52, протяжённостью 0,225 км; путь N 30 (тупик) от стрелки 52 до стрелки 56, протяжённостью 0,025 км; путь N 29 (тупик) от стрелки 56 до тупика, протяжённостью 0,081 км.
2. Незавершённый строительством станционный путь (разъезд Брусничный), протяжённостью 1,1416 км, включая: путь N 2 (приёмо-отправочный) от стрелки 4 до стрелки 1, протяжённостью 1,1416 км.
3. Станционный путь (станция Весёлая), протяжённостью 1,3287 км, включая: путь N 3 (приёмо-отправочный) от стрелки 2 через стрелку 3 до стрелки 1, протяжённостью 1,2037 км; путь N 4 (погрузочно-выгрузочный); путь N 6 (тупик) от стрелки 3, протяжённостью 0,125 км.
4. Станционный путь (разъезд 628 км), протяжённостью 0,150 км, включая: путь N 2 (приёмо-отправочный), протяжённостью 0,150 км.
5. Станционный путь (разъезд Головная), протяжённостью 0,835 км, включая: путь N 2 (приёмо-отправочный) от стрелки б/н 1 до стрелки б/н 2, протяжённостью 0,685 км; путь N 3 (тупик) от стрелки б/н 3 до тупика, протяжённостью 0,150 км.
6. Станционный путь (станция Надым-Пристань), протяжённостью 6,601 км, включая: путь N 2 (путь отстоя локомотивов) от стрелки 11 до стрелки 4, протяжённостью 0,672 км; путь N 3 (приёмо-отправочный) от стрелки 10 через стрелки 15, 17А, 10А до стрелки 3А, протяжённостью 1,045 км; путь N 4 (сортировочный) от стрелки 12 через стрелку 21 до стрелки 17А, протяжённостью 0,622 км; путь N 5 (сортировочный) от стрелки 23 до упора, протяжённостью 0,291 км; путь N 6 (путь локомотивного хозяйства) от стрелки 14 через стрелку 23 до стрелки 21, протяжённостью 0,383 км; путь N 7 (путь депо путевых машин) от стрелки 7 через 9 до ворот, протяжённостью 0,360 км; путь N 9 (путь отстоя железнодорожной техники) от стрелки 14 до упора, протяжённостью 0,097 км; путь N 17 (тупик: перегрузка, выгрузка) от стрелки 15 до упора, протяжённостью 0,190 км; путь N 19 (приёмо-отправочный) от стрелки 3А через стрелки 39, 43, 43А до стрелки 1А, протяжённостью 1,265 км; путь N 8 (локомотивное депо) от стрелки 9 через стрелку 9А до ворот, протяжённостью 0,246 км; путь 8А (локомотивное депо) от стрелки 9А до ворот, протяжённостью 0,080 км;
В том числе незавершённые строительством участки: путь 11А (путь отстоя и сортировки) от стрелки 35А до ворот, протяжённостью 0,065 км; путь 12А (путь отстоя и сортировки) от стрелки 43А через стрелки 37, 35А, протяжённостью 0,585 км; путь 13А (путь отстоя и сортировки) от стрелки 33А, протяжённостью 0,325 км; путь 14А (путь отстоя и сортировки) от стрелки 37 через стрелку 33А, протяжённостью 0,375 км.
7. Станционный путь (станция Пангоды), протяжённостью 10,961 км, включая: путь N 2 (приёмо-отправочный) от стрелки 8 до стрелки 37, протяжённостью 1,635 км; путь N 3 (приёмо-отправочный) от стрелки 6 через стрелки 10, 12, 13, 21 до стрелки 9, протяжённостью 1,991 км; путь N 4 (приёмо-отправочный) от стрелки 12 через стрелки 14, 23, 5 до стрелки 21, протяжённостью 1,283 км; путь N 5 (приёмо-отправочный) от стрелки 14 до стрелки 23, протяжённостью 1,191 км; путь N 6 (приёмо-отправочный) от стрелки 10 через стрелку 15 до стрелки 13, протяжённостью 1,407 км; путь N 7 (приёмо-отправочный) от стрелки 15 через стрелку 17 до стрелки 25, протяжённостью 0,492 км; путь N 7А (тупик) от стрелки 2 через стрелку 16 до тупика, протяжённостью 0,094 км; путь N 8 (подъездной путь) от стрелки 16 до стрелки б/н 16А, протяжённостью 0,423 км; путь N 9 (тупик) от стрелки б/н 16А до тупика; путь N 10-113 (подъездной путь) от стрелки 19, протяжённостью 0,490 км; путь N 104 (подъездной путь) от стрелки 25, протяжённостью 0,254 км; путь N 110 (подъездной путь) от стрелки 28, протяжённостью 0,260 км; путь N 112 (подъездной путь) от стрелки 25, протяжённостью 0,714 км; путь N 116 (подъездной путь) от стрелки 29, протяжённостью 0,587 км; путь N 140 (подъездной путь) от стрелки 16А до тупика, протяжённостью 0,140 км,
а также стрелочные переводы - 65 штук, переезды через один путь - 12, станции - 4, разъезды - 3.
ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" обратилось с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании права собственности на объекты недвижимости, расположенные на железнодорожной станции Надым-Пристань, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, посёлок Старый Надым:
Главный путь. Приём, отправление грузовых поездов обоих направлений. От стрелки N 1 до стрелки N 14;
Путь для отстоя СДПМ, железнодорожных кранов. От стрелки N 13 до стрелки N 4;
Приёмо-отправочный путь грузовых поездов обоих направлений. От стрелки N 8 до стрелки N 19;
Сортировочный путь. От стрелки N 19 до стрелки N 10;
Сортировочный путь. От стрелки N 23 до упора;
Погрузо-разгрузочный путь. От стрелки N 23 до стрелки N 12;
Соединительный путь к контейнерному пути. От стрелки N 17 до упора;
Путь для отстоя вагонов с опасными грузами. От стрелки N 3 до стрелки N 17;
Вытяжной путь. От стрелки N 1 до стрелки N 26;
Путь для отстоя собственных вагонов. От стрелки N 61 до упора;
Путь для отстоя собственных вагонов. От стрелки N 35 до упора;
Путь для отстоя собственных вагонов. От стрелки N 57 до упора;
Путь к локомотивному депо. От стрелки N 7 до ворот;
Путь к локомотивному депо. От стрелки N 15 до ворот;
Путь к локомотивному депо (путевая часть). От стрелки N 9 до ворот.
Решением суда от 27.10.2010 (судья Максимова О.В.) в удовлетворении иска ООО "Газпром добыча Надым" отказано. Заявленные ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" требования удовлетворены.
Постановлением от 02.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда от 27.10.2010 отменено на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В удовлетворении заявления ООО "Газпром добыча Надым" и ОАО "ГАЗПРОМ" об утверждении мирового соглашения отказано. В удовлетворении исковых требований ООО "Газпром добыча Надым" отказано. Заявленные ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" требования удовлетворены, признано право собственности на объекты, указанные выше.
ООО "Газпром добыча Надым" в кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, просит постановление апелляционного суда отменить. Утвердить мировое соглашение, заключённое между ОАО "ГАЗПРОМ" и ООО "Газпром добыча Надым". В части объектов, по которым достигнуто мировое соглашение, производство по делу прекратить. В остальной части направить дело на новое рассмотрение в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
По мнению заявителя, постановление является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Апелляционным судом необоснованно отказано в утверждении мирового соглашения, заключённого между ОАО "ГАЗПРОМ" и ООО "Газпром добыча Надым", в нарушение статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал оценку представленным истцом доказательствам, согласно которым у него возникло право собственности на спорные объекты. Вывод суда о ненадлежащем ответчике и отсутствии спора о праве является неверным. Судом не применены статьи 12, 132, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащие применению, применены статьи 57, 58, пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежащие применению, не дана оценка доказательствам, представленным ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" в обоснование своих доводов. ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" не представило доказательств идентичности станционных путей, переданных ему в 1977 году, и станционных путей, по которым заявлены требования, а также доказательств, подтверждающих пользование земельными участками под спорными объектами. Акт приёма-передачи основных средств от 1977 года является недостоверным, поскольку не подписан членами комиссии. Судом установлен факт внесения спорных станционных путей станции Надым-Пристань в уставный капитал ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" на основании копии плана приватизации ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта", противоречащей оригиналу плана приватизации. У ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" спорные станционные пути не находились на балансе.
ООО "Газпром добыча Надым" в представленных дополнениях к кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявления ОАО "ГАЗПРОМ" и ООО "Газпром добыча Надым" об утверждении мирового соглашения, отказа в удовлетворении требований истца, признания права собственности за ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" на объекты недвижимости, расположенные на станции Надым-Пристань, направить дело на новое рассмотрение в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
ОАО "ГАЗПРОМ" в представленном отзыве на кассационную жалобу, доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. Утвердить мировое соглашение, заключённое между ОАО "ГАЗПРОМ" и ООО "Газпром добыча Надым". В части объектов, по которым достигнуто мировое соглашение, производство по делу прекратить. В остальной части направить дело на новое рассмотрение в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" в представленном отзыве на кассационную жалобу и объяснениях по делу, доводы которых поддержаны представителями в судебном заседании, просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
ОАО "РЖД" в представленных возражениях на кассационную жалобу, доводы которых поддержаны представителем в судебном заседании, считает постановление суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что ООО "Надымгазпром" (ныне ООО "Газпром добыча Надым") создано в результате реорганизации ОАО "ГАЗПРОМ" в форме преобразования на основании решения ОАО "ГАЗПРОМ" от 29.06.1999 N 1.
Согласно указанному решению уставный капитал ООО "Надымгазпром" составил 6 104 581 000 рублей. Этим же решением утверждён акт приёма-передачи имущества в уставный капитал ООО "Надымгазпром" и передаточный акт. Единственным участником ООО "Надымгазпром" было названо ОАО "ГАЗПРОМ".
Государственная регистрация ООО "Надымгазпром" состоялась 30.06.1999.
Согласно выпискам из приложения N 2 к акту приёма-передачи имущества в уставный капитал ООО "Надымгазпром", утверждённого решением ОАО "ГАЗПРОМ" от 29.06.1999 N 1, в уставный капитал ООО "Надымгазпром" были переданы объекты "Полотно земляное Ж/Д Надым-Пангоды" с инвентарным номером 7109 остаточной стоимостью 39 137 712 рублей, строение верхнее пути Ж/Д Надым-Пангоды с инвентарным номером 7110 остаточной стоимостью 36 695 550 рублей, "Ж/Д линия Надым-Пристань - Пангоды" с инвентарным номером 70654 остаточной стоимостью 31 639 011 рублей, мост металлический ч/р реку Правая Хетта с инвентарным номером 7034 остаточной стоимостью 12 360 950 рублей и ещё 18 железнодорожных мостов с инвентарными номерами от 70655 до 70672.
В акте приёма-передачи имущества от 29.06.1999 отсутствуют данные о спорных объектах (индивидуализирующие признаки), что, по мнению истца, лишило его возможности произвести государственную регистрацию права собственности на указанное имущество.
Поскольку иных документов, кроме акта приёма-передачи имущества в уставный капитал ООО "Надымгазпром", у истца не имелось, ООО "Газпром добыча Надым" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта", в свою очередь, обратилось с самостоятельными требованиями о признании права собственности на объекты недвижимости, расположенные на железнодорожной станции Надым-Пристань, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, посёлок Старый Надым.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что строительство железной дороги Надым-Пристань - Пангоды до 1977 года осуществлялось строительно-монтажным трестом по обустройству газовых месторождений "Надымгазпромстрой" Территориального главного управления по строительству предприятий нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири (далее - Главтюменьнефтегазстрой).
Приказом от 03.11.1971 N 935 в составе Главтюменьнефтегазстроя был организован трест "Надымгазпромстрой", в состав которого входило Строительное управление N 34 (далее - СУ-34), выполнявшее функции по строительству железной дороги Надым-Пангоды.
Из ведомости незавершённого строительного производства прошлых лет, перешедшего на 01.01.1978 по тресту "Надымгазпромстрой", следует, что восстановление железной дороги Надым-Пангоды, в том числе на станции Надым-Пристань, осуществлялось СУ-34 треста "Надымгазпромстрой". Назначение дороги изначально было определено как межпромысловая железная дорога, то есть дорога не общего пользования.
Приказом от 09.09.1975 N 372 Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности "О структурных изменениях в составе организаций Министерства" в составе треста "Надымгазпромстрой" тресту было приказано организовать Надымское предприятие железнодорожного транспорта (далее - НПЖТ), что и было реализовано путём издания приказа трестом "Надымгазпромстрой" от 23.02.1977 N 25 "О структурных изменениях в составе треста". В состав предприятия был передан участок временной эксплуатации железнодорожного транспорта СУ-34 со всеми материально-техническими ценностями, сооружениями, объектами незавершённого строительства, находящимися в посёлке Старый Надым.
Во исполнение приказа треста "Надымгазпромстрой" был составлен разделительный баланс, согласно которому СУ-34 передало, а НПЖТ приняло на баланс основные и оборотные средства СУ-34. В составе указанного баланса стороны подписали протокол о выделении участка временной эксплуатации железной дороги из состава СУ-34 в состав НПЖТ с подписанием актов о передаче основных средств, в том числе о передаче всех существовавших на тот момент железнодорожных путей: приёмо-отправочного пути N 1, пути для отстоя СДПМ N 2, приёмо-отправочного пути N 3, сортировочного пути N 5, предохранительного пути N 7, подъездного пути на пристань N 8, сборочно-погрузочного пути N 9, сборочно-погрузочного пути N 10, вытяжного пути N 15 и 13 штук стрелочных переводов.
К основным видам деятельности НПЖТ были отнесены грузовые перевозки народно-хозяйственных грузов и коммерческая работа на подъездных путях, производство погрузочно-разгрузочных работ.
Бухгалтерская и отчётная документация НПЖТ подтверждает, что предприятие осуществляло предусмотренную его учредительными документами хозяйственную деятельность. В годовых отчётах по основной деятельности НПЖТ отражалась работа службы путевого хозяйства НПЖТ, в том числе характеристики железной дороги, строительные, ремонтные и восстановительные работы и прочее.
Приказом Главтюменьнефтегазстроя от 25.03.1977 N 128 "О плане перевозок по межпромысловой ж/д Надым-Пангоды на 1977 год" тресту "Надымгазпромстрой" было предписано достроить подъездные пути на станции Надым-Пристань. Железнодорожные пути, полученные НПЖТ по разделительному балансу, получили дальнейшее развитие. При этом предприятие включало свои расходы на восстановление ж/д дороги в себестоимость перевозки грузов (например, калькуляция за 1978 год).
НПЖТ с момента принятия на баланс в 1977 году владело недвижимым имуществом в составе: "Главный путь. Приём, отправление грузовых поездов обоих направлений", "Путь для отстоя СДПМ, ж/д кранов", "Приёмо-отправочный путь грузовых поездов обоих направлений", "Сортировочный путь", "Сортировочный путь", "Погрузочно-разгрузочный путь", "Соединительный путь", "Путь для отстоя вагонов с опасными грузами", "Вытяжной путь", "Путь для отстоя собственных вагонов", входящими в состав станционных и подъездных ж/д путей, расположенных на ж/д станции Надым-Пристань по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, посёлок Старый Надым.
НПЖТ в 1993 году приватизировано. В результате преобразования НПЖТ было создано акционерное общество открытого типа "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" (далее - АООТ "НПЖТ"). В уставный капитал АООТ "НПЖТ" было передано имущество НПЖТ стоимостью 8 158 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что план приватизации НПЖТ, в который входит объект без инвентарного номера "Станционные подъездные пути", являлся определяющим документом при приватизации НПЖТ, поскольку именно он был представлен в качестве правоустанавливающего документа НПЖТ и был зарегистрирован в Комитете финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. Указанный план приватизации никем не оспорен и является действительным до настоящего времени. В связи с чем, при приватизации НПЖТ в состав имущества ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" вошли станционные подъездные пути станции Надым-Пристань.
Объект "Станционные пути" в плане приватизации НПЖТ не был индивидуально определён. Вместе с тем, в деле имеются доказательства, подтверждающие передачу НПЖТ станционных путей станции Надым-Пристань. Таким доказательством является акт передачи основных средств от СУ-34 на НПЖТ, утверждённый управляющим трестом "Надымгазпромстрой" в 1977 году.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из их относимости и допустимости.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства и отказывая в удовлетворении иска ООО "Газпром добыча Надым" в части признания права собственности на объект "Железная дорога станция Надым-Пристань - станция Пангоды", правомерно исходил из того, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права в виде использования вещно-правового иска о признании права собственности, поскольку неуказание или неполное указание в передаточном акте соответствующего имущества может свидетельствовать лишь о ненадлежащем исполнении обязательств по передаче прав и обязанностей от реорганизуемого юридического лица к вновь образуемому.
Правильным является вывод апелляционного суда о том, что из материалов дела не следует, что ОАО "Газпром" оспаривает или нарушает права ООО "Газпром добыча Надым" на спорное имущество. Таким образом, как верно отмечено судом, отсутствует спор о праве на спорное имущество между истцом и ответчиком.
Отказывая в части признания права собственности на станционные пути станции Пангоды, суд апелляционной инстанции пришёл к правомерному выводу о наличии зарегистрированного права ОАО "РЖД" (третье лицо в настоящем деле) на данное имущество, в связи с чем с иском в данной части истец обратился к ненадлежащему ответчику.
Апелляционный суд пришёл к выводу о том, что ООО "Газпром добыча Надым" не представило доказательств владения станционными путями станции Надым-Пристань и постоянного их использования. В связи с этим, удовлетворяя требования ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" о признании права собственности на объекты недвижимости, расположенные на железнодорожной станции Надым-Пристань, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, посёлок Старый Надым, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что все перечисленные в акте от 1977 года станционные пути станции Надым-Пристань были переданы ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" при приватизации НПЖТ, ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" открыто и непрерывно владело и пользовалось станционными путями станции Надым-Пристань, обслуживало и содержало их, о чём свидетельствуют представленные в материалы дела договоры с контрагентами.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора исследованы судом апелляционной инстанции полно, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе судом в утверждении мирового соглашения, заключённого между ОАО "ГАЗПРОМ" и ООО "Газпром добыча Надым" и нарушении статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционный суд, отказывая в утверждении мирового соглашения, верно исходил из того, что правовая конструкция иска о признании права собственности подразумевает его предъявление в случае оспаривания права истца иными лицами. Поскольку существует спор о праве, то условия мирового соглашения могут затронуть интересы третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как необоснованные. Судом принят законный судебный акт, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального законодательства не допущено. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для отмены постановления в соответствии со статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 02.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-538/2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
А.Н. Есиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению заявителя, постановление является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Апелляционным судом необоснованно отказано в утверждении мирового соглашения, заключённого между ОАО "ГАЗПРОМ" и ООО "Газпром добыча Надым", в нарушение статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал оценку представленным истцом доказательствам, согласно которым у него возникло право собственности на спорные объекты. Вывод суда о ненадлежащем ответчике и отсутствии спора о праве является неверным. Судом не применены статьи 12, 132, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащие применению, применены статьи 57, 58, пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежащие применению, не дана оценка доказательствам, представленным ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" в обоснование своих доводов. ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" не представило доказательств идентичности станционных путей, переданных ему в 1977 году, и станционных путей, по которым заявлены требования, а также доказательств, подтверждающих пользование земельными участками под спорными объектами. Акт приёма-передачи основных средств от 1977 года является недостоверным, поскольку не подписан членами комиссии. Судом установлен факт внесения спорных станционных путей станции Надым-Пристань в уставный капитал ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" на основании копии плана приватизации ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта", противоречащей оригиналу плана приватизации. У ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта" спорные станционные пути не находились на балансе.
...
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе судом в утверждении мирового соглашения, заключённого между ОАО "ГАЗПРОМ" и ООО "Газпром добыча Надым" и нарушении статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционный суд, отказывая в утверждении мирового соглашения, верно исходил из того, что правовая конструкция иска о признании права собственности подразумевает его предъявление в случае оспаривания права истца иными лицами. Поскольку существует спор о праве, то условия мирового соглашения могут затронуть интересы третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2011 г. N Ф04-3543/09 по делу N А81-538/2007
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3543/09
02.06.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10221/10
15.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5538/2009
24.04.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 5538/09
14.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8105/2008