г. Тюмень |
Дело N А27-165/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Лаптева Н.В.
Мелихова Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" на решение 01.04.2011 Арбитражного суда Кемеровской области от 01.04.2011 (судья Шабалова О.Ф.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 (судьи Павлюк Т.В., Кайгородова М.Ю., Нагишева О.Б.) по делу N А27-165/2011
по иску общества с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" (652704, г. Киселевск, ул. Латугина, 10, ИНН 4211023156, ОГРН 1094211000399)
к обществу с ограниченной ответственностью "Агриллит" (653723, г. Киселевск, ул. 50 лет города, 37, ИНН 4211017578, ОГРН 1054211004836)
об урегулировании разногласий при заключении договора теплоснабжения.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" (далее - ООО "КОТК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агриллит" (далее - ООО "Агриллит") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 10.09.2010 N 42-09/2010 на отпуск и потребление тепловой энергии по пунктам 3.1, 3.2 и 3.5.
Заявленные требования основаны на нормах статей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Решением от 01.04.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011, в удовлетворение исковых требований отказано, спорные пункты приняты в редакции ответчика, как соответствующие нормам действующего законодательства.
ООО "КОТК" обратилось с кассационной жалобой об отмене судебных актов и принятии по делу нового судебного акта, считая выводы судов несоответствующими обстоятельствам дела, сделанными без учета требований Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между ООО "КОТК" как энергоснабжающей организацией (ЭСО) и ООО "Аргиллит", являющейся управляющей организацией (УО), при заключении договора от 10.09.2010 N 42-09/2010 на отпуск и потребление тепловой энергии возникли разногласия по пунктам 3.1, 3.2 и 3.5 договора относительно определения тарифа и установления размера платы за тепловую энергию для населения.
ООО "КОТК" изложило спорные пункты в следующей редакции:
Пункт 3.1 договора: "Стоимость 1 (одной) Гкал тепловой энергии - 1576,30 руб. без учета НДС".
Пункт 3.2 договора: "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую в соответствии с настоящим договором, утверждаются Региональной энергетической комиссией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления. Величина тарифа доводится до УО через уведомление, прилагаемое к счету-фактуре (платежному требованию) на оплату тепловой энергии".
Пункт 3.5 договора: "За поставку коммунального ресурса ЭСО предъявляет УО счета-фактуры и акты выполненных работ до 10 числа месяца следующего за расчетным месяцем. УО перечисляет денежные средства ЭСО в счет оплаты за поставку коммунальных ресурсов, согласно выставленному счету и акту до 30 числа месяца следующего за расчетным месяцем".
В протоколе разногласий ООО ""Аргиллит" предложило указанные пункты договора изложить в следующей редакции:
Пункт 3.1 договора: "Стоимость 1 (одной) Гкал тепловой энергии устанавливается для населения в соответствии с решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 30.12.2009 N 95-н и составляет 629,39 руб. с учетом НДС".
Пункт 3.2 договора: "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую в соответствии с настоящим договором, утверждаются для ЭСО Региональной энергетической комиссией Кемеровской области. Размер платы за тепловую энергию, в рамках настоящего договора, определяется по тарифу, установленному для населения решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 30.12.2009 N 95-н. Изменение тарифов в период действия настоящего договора возможно только по решению органа местного самоуправления, и не требует его переоформления. Величина тарифа доводится до УО через уведомление, прилагаемое к счету-фактуре (платежному требованию) на оплату тепловой энергии".
Пункт 3.5 договора: "За поставку коммунального ресурса ЭСО предъявляет УО счета-фактуры и акты выполненных работ в части платы за коммунальные услуги, установленной для населения, до 10 числа месяца следующего за расчетным месяцем. УО перечисляет денежные средства ЭСО в счет оплаты за поставку коммунальных ресурсов, согласно выставленному счету и акту до 30 числа месяца следующего за расчетным месяцем".
В связи с недостижением сторонами соглашения по условиям спорных пунктов ООО "КОТК" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, считая, что органы местного самоуправления города Киселевска не наделены полномочиями в области установления тарифов Законом Кемеровской области.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований и принимая спорные пункты в редакции ООО "Аргиллит", пришел к выводу о том, что в силу положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, и с учетом того, что ООО "Аргиллит" является управляющей организацией, одной из обязанностей которой является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в жилом доме, к отношениям сторон по предоставлению тепловой энергии подлежит применению тариф, установленный решением Киселевского Совета народных депутатов от 30.12.2009 N 95-н в размере 629,39 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС).
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда, указав на отсутствие в данном случае правовых оснований для применения в расчетах с управляющей организацией за тепловую энергию тарифа, установленного Региональной энергетической комиссией Кемеровской области.
Выводы судов основаны на правильной оценке обстоятельств спора и не противоречат действующему законодательству.
Отношения, связанные с поставкой тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, регулируются публичным договором.
В силу пунктов 4 и 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношениях по энергоснабжению стороны должны руководствоваться издаваемыми Правительством Российской Федерации правилами.
Из содержания пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что цены (тарифы) на тепловую и электрическую энергию, на услуги по передаче тепловой и электрической энергии подлежат государственному регулированию.
Из пункта 8 Правил N 307 следует, что регулирование правоотношений по приобретению коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг не должно противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в действующей с 13 августа 2010 года редакции) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу положений части 4 статьи 154 и части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, включающий в себя плату за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 15 Правил N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, при расчетах за тепловую энергию ООО "КОТК" с ООО ""Аргиллит", являющемся исполнителем коммунальных услуг, должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
Судами при разрешении спора учтено, что решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 30.12.2009 N 94-н "Об установлении размеров платы за коммунальные услуги на 2010 год" для жителей города Киселевска с 01.01.2010 определен тариф на отопление и горячее водоснабжение в размере 629,39 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС) и, вместе с тем, предусмотрена выплата из бюджета города Киселевска субсидии для компенсации выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Следовательно, как правильно указали суды, ООО "КОТК" вправе обратиться за возмещением выпадающих доходов.
При названных обстоятельствах суды правомерно приняли спорные пункты договора от 10.09.2010 N 42-09/2010 на отпуск и потребление тепловой энергии в редакции ООО "Аргиллит".
Доводы кассационной жалобы рассмотрены и подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку являлись предметом исследования и оценки судов, основаны на ошибочном толковании норм права, не свидетельствуют о неправильном применении судами положений действующего законодательства.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.04.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 по делу N А27-165/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений части 4 статьи 154 и части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, включающий в себя плату за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 15 Правил N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
...
Судами при разрешении спора учтено, что решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 30.12.2009 N 94-н "Об установлении размеров платы за коммунальные услуги на 2010 год" для жителей города Киселевска с 01.01.2010 определен тариф на отопление и горячее водоснабжение в размере 629,39 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС) и, вместе с тем, предусмотрена выплата из бюджета города Киселевска субсидии для компенсации выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2011 г. N Ф04-4674/11 по делу N А27-165/2011