г. Томск |
|
7 июля 2011 г. |
Дело N А27-165/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2011.
Полный текст постановления изготовлен 07.07.2011.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В. Павлюк
судей: М.Ю. Кайгородовой
О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кисель О.А.
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.04.2011
по делу N А27-165/2011 (судья Шабалова О.Ф.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" (ИНН 4211023156)
к обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит" (ИНН 4211017578)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 10.09.2010 N 42-09/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" (далее - ЭСО, ООО "КТК", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аргиллит" (далее - Абонент, ООО "Аргиллит", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 10.09.2010 N 42-09/2010 на отпуск и потребление тепловой энергии.
Требования основаны на положениях ст.446 Гражданского кодекс РФ, ст.ст. 154, 157 Жилищного кодекса РФ, ст.4 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ст.6 ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".
В процессе урегулирования разногласий стороны не согласовали п.п.3.1, 3.2 и 3.5 указанного договора.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.04.2011 исковые требования оставлены без удовлетворения. Судом приняты пункты 3.1, 3.2, 3.5 договора от 10.09.2010 N 42-09/2010 в редакции ответчика:
Пункт 3.1. договора: "Стоимость 1 (одной) Гкал тепловой энергии устанавливается для населения в соответствии с решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 30.12.2009 N 95-н и составляет - 629,39 руб. (с учетом НДС)".
Пункт 3.2. договора: "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую в соответствии с настоящим договором, утверждаются для ЭСО Региональной энергетической комиссией Кемеровской области. Размер платы за тепловую энергию, в рамках настоящего договора, определяется по тарифу, установленному для населения решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 30.12.2009 N 95-н. Изменение тарифов в период действия настоящего договора, возможно только по решению органа местного самоуправления, и не требует его переоформления. Величина тарифа доводится до УО через уведомление, прилагаемое к счету - фактуре (платежному требованию) на оплату тепловой энергии".
Пункт 3.5 договора: "За поставку коммунальных ресурсов ЭСО предъявляет УО счета-фактуры и акты выполненных работ в части платы за коммунальные услуги, установленной для населения, до 10 числа месяца следующего за расчетным месяцем. УО перечисляет денежные средства ЭСО в счет оплаты за поставку коммунальных ресурсов, согласно выставленному счету и акту до 30 числа месяца следующего за расчетным месяцем".
В поступившей апелляционной жалобе истец просит отменить принятое решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ООО "КТК" указывает на следующие обстоятельства:
- из анализа Постановления следует, что тариф на тепловую энергию реализуемую истцом устанавливается для потребителей истца, а не для истца как юридическою лица субъекта правоотношений, в связи с чем, ссылка ответчика на то, что Постановлением РЭК Кемеровской области N 127 от 10.09.2010 установлен тариф для истца, а для группы потребителей - население тариф не установлен, является несостоятельной и необоснованной.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, ответчик в отзыве представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, представителей в апелляционный суд не направили. На основании части 3, 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 01.04.2011, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при подписании договора от 10.09.2010 N 42-09/2010 абонент подписал данный договор с протоколом разногласий от 08.10.2010.
ЭСО, в свою очередь, подписало протокол разногласий с протоколом согласования разногласий от 29.11.2010.
Отсутствие согласования по пунктам 3.1, 3.2, 3.5 договора явилось основанием для обращения "КТК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разногласия по договору у сторон сводятся к следующему:
Истец предлагает изложить пункты 3.1, 3.2, 3.5 в следующей редакции:
- пункт 3.1 договора: "Стоимость 1 (одной) Гкал тепловой энергии - 1576,30 руб. (без учета НДС)".
- пункт 3.2 договора: "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую в соответствии с настоящим договором, утверждаются Региональной энергетической комиссией в соответствии с действующим законодательством РФ. Изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления. Величина тарифа доводится до УО через уведомление, прилагаемое к счете - фактуре (платежному требованию) на оплату тепловой энергии".
- пункт 3.5 договора: "За поставку коммунальных ресурсов ЭСО предъявляет УО счета фактуры и акты выполненных работ до 10 числа месяца следующего за расчетным месяцем. УО перечисляет денежные средства ЭСО в счет оплаты за поставку коммунальных ресурсов, согласно выставленному счету и акту до 30 числа месяца следующего за расчетным месяцем".
Ответчик излагает данные пункты следующим образом:
- пункт 3.1 договора: "Стоимость 1 (одной) Гкал тепловой энергии устанавливается для населения в соответствии с решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 30.12.2009 N 95-н и составляет - 629,39 руб. (с учетом НДС)".
- пункт 3.2.договора: "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую в соответствии с настоящим договором, утверждаются для ЭСО Региональной энергетической комиссией Кемеровской области. Размер платы за тепловую энергию, в рамках настоящего договора, определяется по тарифу, установленному для населения решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 30.12.2009 N 95-н. Изменение тарифов в период действия настоящего договора, возможно только по решению органа местного самоуправления, и не требует его переоформления. Величина тарифа доводится до УО через уведомление, прилагаемое к счету - фактуре (платежному требованию) на оплату тепловой энергии".
- пункт 3.5 договора: "За поставку коммунальных ресурсов ЭСО предъявляет УО счета-фактуры и акты выполненных работ в части платы за коммунальные услуги, установленной для населения, до 10 числа месяца следующего за расчетным месяцем. УО перечисляет денежные средства ЭСО в счет оплаты за поставку коммунальных ресурсов, согласно выставленному счету и акту до 30 числа месяца следующего за расчетным месяцем".
Разногласия сторон касаются определения тарифа и установления размера платы за тепловую энергию для населения.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Рассматриваемый договор является публичным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Таким образом, спорный договор должен соответствовать правилам, действующим в момент его заключения.
В пункте 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные Правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сославшись на п.4 ст.154, 157 Жилищного кодекса РФ, ст.6 ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", ст.ст.2,5 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", подп. 4, п.4 ст.4 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", истец указывает на то, что органы местного самоуправления города Киселевска отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов Законом Кемеровской области не наделены.
В соответствии со ст.1 Закона КО от 19.11.2011 N 103-ОЗ "О Региональной энергетической комиссии Кемеровской области" РЭК КО является органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также реализацию переданных ей в установленном порядке полномочий в сфере естественных монополий и государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные, не отнесенные к сферам естественных монополий, виды продукции (работ, услуг), подлежащих регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4.1 постановления Администрации Кемеровской области от 18.12.2001 N 123 "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области" комиссия в целях реализации возложенных на нее задач и функций, устанавливает в соответствии с Законом о регулировании тарифов, исходя из Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, определяемых Правительством Российской Федерации, экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую всеми энергоснабжающими организациями с дифференциацией тарифов по категориям (группам) потребителей, расположенных на территории Кемеровской области, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности).
Постановлением РЭК Кемеровской области от 10.09.2010 N 127 тариф на тепловую энергию, реализуемую истцом, установлен в размере 1576,30 руб. (без учета НДС).
Указанные постановления устанавливают экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую истцом с дифференциацией тарифов по категориям (группам) потребителей.
Согласно приложению 1 к Постановлению РЭК Кемеровской области от 10.09.2010 N 127 установлена дифференциация тарифа по категориям (группам) потребителей. Раздел первый приложения устанавливает категорию потребителей оплачивающих производство и реализацию тепловой энергии - это бюджетные потребители и прочие потребители. Как видно из приложения дифференциация тарифа производится по двум категориям бюджетные и прочие потребители, к категории прочих потребителей относятся все потребители применительно к понятию, определенному в ФЗ "О теплоснабжении" не относящиеся к категории бюджетных потребителей, в том числе и население.
По мнению истца, тариф на тепловую энергию, реализуемую им, устанавливается для потребителей истца, а не для истца как юридического лица субъекта правоотношений.
Рассмотрев предложенные истцом редакции пунктов 3.1, 3.2, 3.5 договора, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о некорректности изложения данных условий, в результате чего данные пункты не соответствуют положениям раздела VIII Правил N 307.
В пункте 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Проанализировав содержание спорных условий договора в принятой арбитражным судом первой инстанции редакции, апелляционная инстанция не усмотрела их противоречия нормам права и обстоятельствам дела.
В договоре на отпуск потребление тепловой энергии N 42-09/2010 от 10.09.2010, согласно которому на ЭСО (ООО "КОТК") должна быть возложена обязанность подачи (продажи) энергии в горячей воде (тепловая энергия, горячее водоснабжение) в количестве, определяемом по тепловым нагрузкам, согласно адресному списку, а УО (ООО "Аргиллит") намеревалась приобретать энергию за плату согласно действующим тарифам.
Общество является управляющей организацией, избранной собственниками жилых помещений в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, что не оспаривается сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирными домами должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Одной из обязанностей управляющей организации является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в доме.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
К таким правилам относятся Правила N 307, а также Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, из толкования приведенной правовой нормы следует, что управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов многоквартирного дома. Следовательно, соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), управляющая организация должна оплачивать такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу абзаца 2 пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом от 06.08.2004 N 20-э/2 Федеральной службы по тарифам расчет тарифа для жилищных организаций производится аналогично расчету тарифной группы "Население".
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Решением Киселевского городского Совета народных депутатов "Об установлении размеров платы за коммунальные услуги на 2010 год" от 30.12.2009 N 95 - н с 01.01.2010 года для жителей г. Киселевска установлен тариф на отопление и горячее водоснабжение в размере 629,39 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС).
Решением Киселевского городского Совета народных депутатов N 94-н от 30.12.2009 Киселевский городской Совет народных депутатов предусмотрел выплату из бюджета города Киселевска субсидии для компенсации выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Следовательно, истец вправе обратиться за возмещением выпадающих доходов из бюджета города Киселевска.
Таким образом, применению подлежит тариф на тепловую энергию, установленный решением Киселевского Совета НД от 30.12.2009 N 95-н - 629 руб. 39 коп. за 1 Гкал (с учетом НДС).
В силу положений п.8 ст. 27 Устава муниципального образования "Городской округ "Город Киселевск", п. 4.1. ст. 17 Закона РФ от 06.10.2003 N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, п. 2 ст. 48 Закона Кемеровской области от 06.10.1997 N 31-03 "О местном самоуправлении в Кемеровской области" Киселевский ГСНД полномочен определять метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и устанавливать соответствующие тарифы.
С учетом изложенного, приобретение исполнителем коммунальных услуг горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Правовые основания для применения в расчетах с ответчиком за тепловую энергию тарифа, установленного Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, отсутствуют.
Таким образом, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для установления требований истца.
Вывод суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 01.04.2011.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и документов дела судом первой инстанции и истцом, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, так как выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.04.2011 по делу N А27-165/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-165/2011
Истец: ООО "Киселевская объединенная тепловая компания"
Ответчик: ООО "Аргиллит"