г. Тюмень |
Дело N А45-19879/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Беловой Л.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 21.01.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 04.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу N А45-19879/2010 по заявлению Министерства здравоохранения Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 18, ОГРН 1105476026765, ИНН 5406635579) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) о признании недействительными ненормативных правовых актов: решения от 18.10.2010, предписания N 59 от 18.10.2010.
Суд установил:
Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее по тексту - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту - УФАС по Новосибирской области, антимонопольный орган) ненормативных правовых актов: решения от 18.10.2010, предписания N 59 от 18.10.2010.
Решением от 21.01.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 04.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное Министерством требование удовлетворено.
УФАС по Новосибирской области в кассационной жалобе просит отменить принятое 21.01.2011 Арбитражным судом Новосибирской области по делу решение, и вынесенное 04.05.2011 Седьмым арбитражным апелляционным судом, по результатам его пересмотра, постановление.
Министерство здравоохранения Новосибирской области отзыв на кассационную жалобу не предоставило.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что приказом от 10.06.2010 N 1087 (далее по тексту - приказ N 1087) Департамента здравоохранения Новосибирской области утверждён Порядок медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия.
На основании обращения от 01.09.2010 N 7-939-2010 Прокуратуры Новосибирской области УФАС по Новосибирской области проведена оценка вышеуказанного приказа на соответствие нормам антимонопольного законодательства.
УФАС по Новосибирской области по результатам оценки приказа N 1087 пришло к выводам о том, что он:
разделяет товарный рынок медицинских услуг по составу хозяйствующих субъектов, оказывающих соответствующие медицинские услуги, на диспансеры, диспансерные отделения, кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник, и на иные медицинские учреждения, оказывающие медицинские услуги по психиатрии, психиатрии-наркологии, медицинскому (наркологическому освидетельствованию;
ограничивает доступ на соответствующий товарный рынок и устраняет с него хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работы (услуги) по психиатрии, психиатрии-наркологии, медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, которые не относятся к диспансерам, диспансерным отделениям, кабинетам городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник;
ставит в неравное положение хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги на одном рынке, путём предоставления комиссиям отдельных хозяйствующих субъектов (профильным специализированным диспансерам) права обследовать граждан в спорных, конфликтных случаях, что влечёт для приобретателей медицинских услуг ограниченный выбор хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, а также ограничение прав пациентов на выбор способа разрешения возникших разногласий.
На основании указанного решения УФАС по Новосибирской области вынесло в адрес Министерства предписание N 59 от 18.10.2010 об исключении из приказа N 1087 положений, нарушающих часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Министерство здравоохранения Новосибирской области, согласно постановлению Губернатора Новосибирской области от 19.04.2010 N 130 "О структуре исполнительных органов государственной власти Новосибирской области", признано правопреемником Департамента здравоохранения Новосибирской области (далее по тексту - Департамент), который согласно пункту 1.1 Положения, утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 18.04.2005 N 230, является областным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в области охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения Новосибирской области.
В соответствии с пунктами 2.2.3, 2.5, 2.12, 2.16 Положения Департамент осуществляет контроль за своевременным исполнением подведомственными организациями принятых Департаментом правовых актов; формирует стратегию в общие направления развития системы общественного здравоохранения с ориентацией на основные конечные показатели и критерии здоровья и качества жизни населения области; интегрирует деятельность медицинских и лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности на территории области в целях повышения качества медицинской помощи населению; обеспечивает развитие и совершенствование единой системы медицинского обслуживания на территории области.
Пунктом 3.6 Положения Департаменту предоставлено право издавать приказы, методические рекомендации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
Судебная коллегия кассационной инстанции, ознакомившись с содержанием приказа N 1087, исходя из вышеизложенных норм, признаёт вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что он издан Министерством во исполнение возложенных обязанностей и в рамках предоставленных законодательством полномочий правильным и сделанным на основании правильного применения норм.
Исходя из положений пунктов 2, 3 приказа N 1087 арбитражный суд пришёл к правильному выводу о том, что он носит обязательный характер только для руководителей государственных бюджетных учреждений здравоохранения Новосибирской области, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) по экспертизе на право приобретения оружия.
Как следует из материалов дела, одним из оснований принятия УФАС по Новосибирской области обжалуемого приказа явилось указание в пункте 2 Порядка на необходимость прохождения освидетельствования врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом в специализированных психиатрических, психоневрологических и наркологических учреждениях (диспансерах, диспансерных отделениях, кабинетах городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник).
Арбитражный суд, давая оценку пункту 2 Порядка, исходя из положения пункта 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2000 N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", пришёл к правильному выводу о недоказанности ограничений данным пунктом доступа на соответствующий товарный рынок и устранений с него хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности.
На обязанность антимонопольного органа доказывать в арбитражном суде факт нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции указано в статьях 189 и 200 АПК РФ в разъяснениях, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного уда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами положений антимонопольного законодательства".
Между тем судами обеих инстанций установлено, что УФАС по Новосибирской области не представило доказательства того, что положения пункта 2 Порядка могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по оказанию медицинских услуг.
Таким образом, установив, что приказом N 1087 не нарушены требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные Министерством требования.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии решения и постановления суды первой и апелляционной инстанций не допустили нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.01.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 04.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19879/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд, давая оценку пункту 2 Порядка, исходя из положения пункта 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2000 N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", пришёл к правильному выводу о недоказанности ограничений данным пунктом доступа на соответствующий товарный рынок и устранений с него хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности.
На обязанность антимонопольного органа доказывать в арбитражном суде факт нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции указано в статьях 189 и 200 АПК РФ в разъяснениях, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного уда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами положений антимонопольного законодательства".
Между тем судами обеих инстанций установлено, что УФАС по Новосибирской области не представило доказательства того, что положения пункта 2 Порядка могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по оказанию медицинских услуг.
Таким образом, установив, что приказом N 1087 не нарушены требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные Министерством требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2011 г. N Ф04-4303/11 по делу N А45-19879/2010
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17623/11
28.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17623/2011
09.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4303/11
04.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2508/11