г. Тюмень |
Дело N А27-14403/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.
судей Лаптева Н.В.
Фроловой С.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, обеспеченной Арбитражным судом Кемеровской области, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж" на решение от 22.02.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Петракова С.Е.) и постановление от 26.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Кривошеина С.В., Усанина Н.А.) по делу N А27-14403/2010 по заявлению закрытого акционерного общества "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж" (650070, Кемеровская область, Кемерово, ул. Свободы, 6/4, ИНН 4205000369, ОГРН 1024200707431) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (109830, г. Москва, ул. Воронцово Поле, 4, А, ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр-т Октябрьский, 3, Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (101000, г. Москва, Гусятников пер, 11, стр.1, ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 21, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, о признании недействительным пункта 7 решения, о признании незаконными действий, об обязании исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: Коллегия Администрации Кемеровской области.
В заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж" - Лобанов Н.Г. по доверенности от 30.08.2010.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Кемеровская передвижная механизированная колонна "Запсибсантехмонтаж" (далее - ООО "КПМК "Запсибсантехмонтаж", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "ЗКП") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262, площадью 17 004 кв.м, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в размере 96 572 742, 37 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 679, 47 рублей за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42 :24:0101051:262 в размере 96 572 742, 37 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в размере 5 679, 47 рублей за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Управления, Росреестра, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262, площадью 17 004 кв.м. в размере 96 572 742, 37 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 679, 47 рублей за кв.м.; об обязании Управления, ФГУ "ЗКП" исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере 96 572 742, 37 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 679, 47 рублей за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262, площадью 17004 кв.м, почтовый адрес относительно ориентира: г. Кемерово, ул. Свободы, 6/4.
Решением от 22.02.2011 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело новое рассмотрение.
По мнению Общества, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о соблюдении порядка построения статистической модели, в том числе определения факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, а также отсутствуют доказательства надлежащего контроля за ходом проведения работ, доказательства надлежащей предварительной и полной проверки отчета, подготовленного ФГУП "ФКЦ "Земля".
В судебном заседании представитель Общества настаивал на направление дела на новое рассмотрение, обосновывая, в том числе, необходимостью рассмотрения данного дела по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "КПМК "Запсибсантехмонтаж" является правообладателем (на праве собственности) земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101050:07 (предыдущий кадастровый номер), общей площадью 17 003, 83 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Свободы, N 6/4. Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101051:262, является ранее учтенным.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 96 572 742, 37 рублей, утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" от 27.11.2008 N 520.
Согласно отчету независимого оценщика ООО НПФ "Инком Прайс" от 07.09.2010 N 08/17-10 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:262, составляет 23 460 000 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на значительность размера кадастровой стоимости названного участка, на то, что Управление допустило нарушения при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, а также при внесении недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы Общества, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области"; вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании данного постановления.
Суд кассационной инстанции считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, является нарушение прав Общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
Обращаясь в арбитражный суд, Общество указало на неверный расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007, ссылаясь при этом на отчет от 07.09.2010 N 08/17-10 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 30.08.2010 (данная оценка проведена по заданию Общества).
Права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Такого требования суду первой инстанции не заявлялось.
Заявленные Обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статье 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу на период его рассмотрения.
Как того требует статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации требование об установлении судом рыночной стоимости земельного участка, которая должна являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, Обществом не заявлялось, соответствующие доказательства в подтверждение указанных требований не представлялись.
На прошедший период кадастровая стоимость определена органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 и постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 путем умножения площади земельного участка на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, от 19.04.2011 N 15932/10). Оснований для ее пересмотра судом на период, предшествующий дате вступления судебного акта об установлении судом рыночной стоимости, не имеется.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления Общества не имеется, неправильные выводы судов первой и апелляционной инстанций не привели к принятию неправильного решения по существу спора.
При этом следует отметить, что соответствующие исковые требования могут быть заявлены заинтересованным лицом в установленном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.02.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.06.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-14403/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Рябинина |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На прошедший период кадастровая стоимость определена органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 и постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 путем умножения площади земельного участка на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, от 19.04.2011 N 15932/10). Оснований для ее пересмотра судом на период, предшествующий дате вступления судебного акта об установлении судом рыночной стоимости, не имеется.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2011 г. N Ф04-4279/11 по делу N А27-14403/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14403/10
23.12.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14403/10
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13663/11
10.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13663/11
15.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4279/11
26.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3203/11