город Тюмень |
Дело N А27-14769/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Мелихова Н.В.
Рябининой Т.А.
при ведении протокола помощником судьи Ивановой А.Г.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, обеспеченной Арбитражным судом Кемеровской области, кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "КСУМ" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.02.2011 (судья Гуль Т.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 (судьи Солодилов А.В., Кулеш Т.А., Музыкантова М.Х.) по делу N А27-14769/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КСУМ" (город Кемерово, ИНН 4205123716, ОГРН 1074205003575) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (город Москва, ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (город Кемерово, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (город Москва, ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, город Кемерово (город Кемерово, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830) о признании незаконными действий и исключении из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений.
Другие лица, участвующие в деле: Коллегия администрации Кемеровской области.
В заседании принял участие Лобанов Н.Г. - представитель общества с ограниченной ответственностью "КСУМ" по доверенности от 30.08.2010.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "КСУМ" (далее - ООО "КСУМ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101037:276 и 42:24:0101037:277;
о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчёта об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2011, которым отчёт об определении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости в части принадлежащих ему земельных участков признан соответствующим Методическим указаниям по государственной оценке земель населённых пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39;
о признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Территориального управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков;
о возложении на управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - далее - Управление Росреестра по Кемеровской области) и федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области) обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:24:0101037:276 площадью 8 964 кв. метра в сумме 39 459 796 рублей 92 копеек и удельном показателе его кадастровой стоимости 4 402 рубля 03 копейки за кв. метр, с кадастровым номером 42:24:0101037:277 площадью 4 850 кв. метров в сумме 21 349 845 рублей 50 копеек и удельном показателе его кадастровой стоимости 4 402 рубля 03 копейки за кв. метр.
Заявленные требования мотивированы ненадлежащим исполнением государственными органами административных процедур, касающихся организации проведения государственной кадастровой оценки земель, что привело к установлению недостоверных результатов кадастровой оценки принадлежащих ему земельных участков, соответственно, повлиявших на обоснованность размера земельного налога, подлежащего уплате и обоснованы положениями статей 6, 13 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из правомерности действий государственных органов по внесению утверждённых сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный кадастр недвижимости. Так как результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области утверждены постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27. 11.2008 N 519 и N 520, в связи с чем вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данных постановлений.
Не согласившись с выводами судов ООО "КСУМ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Податель жалобы полагает, что суды неверно применили положения Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, поскольку оспаривание величины кадастровой оценки путём подачи отдельного иска невозможно. Такое требование подлежит рассмотрению в рамках дела об оспаривании действий государственного органа. В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не исследовали доводы заявителя об отсутствии доказательств использования при определении удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, построения статистических моделей, обоснованности выбора факторов стоимости, а так же доказательства надлежащего контроля хода работ, проверки отчёта. Суд не исследовал вопрос о соответствии отчёта ФГУП "ВКЦ "Земля" Методическим указания по государственной кадастровой оценке земель, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценке земель" утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), федеральным стандартам оценки.
По мнению ООО "КСУМ", судом нарушен принцип судебной защиты прав и свобод, установленный статьёй 46 Конституции Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу суду не представлены.
В судебном заседании представитель ООО "КСУМ" поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "КСУМ" на праве собственности принадлежат земельные участками с кадастровыми номерами 42:24:0101037:276, 42:24:0101037:277 площадью 8 964 кв. метра и 4 850 кв. метров соответственно, расположенные по адресу: город Кемерово, улица Баумана, 55.
Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам).
В Акте определения кадастровой стоимости от 10.06.2010 указана кадастровая стоимость данных земельных участков: с кадастровым номером 42:24:0101037:276 в размере 39 459 796 рублей 92 копеек и с кадастровым номером 42:24:0101037:277 в размере 21 349 845 рублей 50 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 4 402 рубля 03 копейки за кв. метр).
Сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101037:276, 42:24:0101037:277 в размере 39 459 796 рублей 92 копеек и 21 349 845 рублей 50 копеек соответственно определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, исходя из среднего уровня удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 4 402 рублей 03 копеек за 1 кв. метр для кадастрового квартала номер 42:24:01 01 037. Значение кадастровой стоимости получено в результате умножения площади земельных участков на значение удельного показателя кадастровой стоимости.
Согласно отчёту независимого оценщика - ООО НПФ "Инком Прайс" от 13.08.2010 N 08/03-10 о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101037:276, 42:24:0101037:277, принадлежащих ООО "КСУМ", она составляет 11 259 000 рублей и 6 092 000 рублей соответственно.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость ООО "КСУМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании кадастровой оценки данных земельных участков.
Между тем, правовая позиция судебных инстанций, рассмотревших заявленные ООО "КСУМ" требования по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является ошибочной.
Заявленные требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесённой в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как видно из материалов дела, ООО "КСУМ" представило отчёт независимого оценщика - ООО НПФ "Инком Прайс" от 13.08.2010 N 08/03-10 о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101037:276, 42:24:0101037:277, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость земельных участков.
Однако судебные инстанции не дали оценки этому отчёту с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчёте, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.
Статьёй 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчёта оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101037:276, 42:24:0101037:277 и их рыночной стоимостью, определённой в отчёте от 13.08.2010 N 08/03-10, подготовленном оценщиком по заказу ООО "КСУМ", суд вправе назначить экспертизу этого отчёта в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебные инстанции не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учёта обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Поскольку судами спор по существу заявленных требований не рассмотрен, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.02.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу N А27-14769/2010 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Податель жалобы полагает, что суды неверно применили положения Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, поскольку оспаривание величины кадастровой оценки путём подачи отдельного иска невозможно. Такое требование подлежит рассмотрению в рамках дела об оспаривании действий государственного органа. В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не исследовали доводы заявителя об отсутствии доказательств использования при определении удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, построения статистических моделей, обоснованности выбора факторов стоимости, а так же доказательства надлежащего контроля хода работ, проверки отчёта. Суд не исследовал вопрос о соответствии отчёта ФГУП "ВКЦ "Земля" Методическим указания по государственной кадастровой оценке земель, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценке земель" утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), федеральным стандартам оценки.
По мнению ООО "КСУМ", судом нарушен принцип судебной защиты прав и свобод, установленный статьёй 46 Конституции Российской Федерации.
...
Статьёй 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчёта оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101037:276, 42:24:0101037:277 и их рыночной стоимостью, определённой в отчёте от 13.08.2010 N 08/03-10, подготовленном оценщиком по заказу ООО "КСУМ", суд вправе назначить экспертизу этого отчёта в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебные инстанции не учли, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учёта обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2011 г. N Ф04-4175/11 по делу N А27-14769/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14769/10
24.05.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14769/10
21.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4175/11
03.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2639/11
04.02.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14769/10