г. Тюмень |
Дело N А02-1390/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Цыгановой Е.М.
судей Беловой Л.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Горно-Алтайск" на постановление от 24.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лобанова Л.Е., Терехина И.И., Кресс В.В.) по делу N А02-1390/2010 по заявлению Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай (649002, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Промышленная, 3, ИНН 0411130969, ОГРН 1070411001726) к открытому акционерному обществу "Аэропорт Горно-Алтайск" (649100, Республика Алтай, село Майма, аэропорт, ИНН 0408010260, ОГРН 1050400665193) о взыскании убытков.
Другие лица, участвующие в деле: Контрольно-счетная палата Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай.
В заседании принял участие представитель ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" - Сарина Г.Е. по доверенности от 31.03.2011.
Суд установил:
Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к открытому акционерному обществу "Аэропорт Горно-Алтайск" (далее - ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск") о взыскании 3 278 537, 20 руб., из них 3 000 000 руб. сумма основного долга и 278 537, 20 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Контрольно-счетная палата Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай.
Решением от 21.02.2011 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении иска отказано.
Постановлением 24.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, решение суда отменено, иск удовлетворен: с ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" в пользу Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай взыскано 3 000 000 руб. бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.
В кассационной жалобе ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск", полагая, что арбитражным апелляционным судом при принятии судебного акта нарушены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в судебном акте, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению подателя жалобы, не обоснованным является вывод арбитражного апелляционного суда о том, что срок, когда Комитет должен был узнать о нарушении обязательств следует исчислять с момента, когда нецелевое использование бюджетных средств могло быть выявлено заказчиком и исполнителем целевой программы только после завершения финансового года, в течение которого получатель субсидии мог его устранить, поскольку контрольные органы, главные распорядители бюджетных средств осуществляют свою деятельность по проверке целевого использования бюджетных средств не по завершению финансового года, а по планам мероприятий, утвержденным в установленном порядке.
Представитель ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, однако просил дело направить на новое рассмотрение.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы и выступлении присутствующего в заседании представителя ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях реализации республиканской целевой программы "Развитие гражданской авиации Республики Алтай на 2006-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 19.10.2006 N 250, Закона Республики Алтай от 25.12.2006 N 95-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2007 год" 15.02.2007 между Комитетом по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай (далее - Комитет) и ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" было заключено соглашение о предоставлении последнему субсидий в размере 3 000 000 руб. из средств республиканского бюджета Республики Алтай.
Согласно пункту 2.1 соглашения Главным распорядителем средств республиканского бюджета, выделенных для предоставления субсидий, получателем субсидии является Комитет. Получатель в соответствии с пунктом 3.4 соглашения обеспечивает целевое и эффективное использование средств.
Платежными поручениями от 21.012007, от 14.02.2007 и от 15.03.2007 денежные средства в полном объеме перечислены ответчику.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2007 утверждено положение о Министерстве туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай, согласно которому министерство является правопреемником Комитета по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай по вопросам предпринимательства и промышленности, Комитета природных ресурсов, охраны окружающей среды и туризма Республики Алтай по вопросам туризма, Комитета по инвестиционной политике Республики Алтай и является главным распорядителем бюджетных средств по указанной программе.
Контрольно-счетной палатой Республики Алтай проведена проверка в отношении ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" по использованию средств республиканского бюджета Республики Алтай за период деятельности 2007 год - 1 полугодие 2008 года.
По результатам контрольного мероприятия составлены акт проверки от 25.02.2009, акт встречной проверки от 03.02.2009 и вынесено заключение, которым установлены факты не целевого использования ответчиком бюджетных средств в сумме 3 000 000 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, исходил из того, что о не надлежащем исполнении ответчиком обязательств истец должен был узнать 27.03.2007 и принять соответствующие меры к изъятию выделенных денежных средств.
При этом судом также было принято во внимание заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда и принимая новый судебный акт об удовлетворении иска, исходил из того, что нецелевое использование бюджетных средств могло быть выявлено заказчиком и исполнителем целевой программы только после завершения финансового года, в течение которого получатель субсидии мог его устранить, в связи с чем признал неправильным определение судом первой инстанции момента исчисления срока, когда Комитет должен был узнать о нарушении обязательств.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражного апелляционного суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
По настоящему делу Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай заявлено исковое требование о взыскании с ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.
Компенсация расходов истца производилась из республиканского бюджета, следовательно, при определении начала исчисления срока исковой давности необходимо руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 242 названного Кодекса операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи (часть 1).
О нарушении права о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств, Комитет мог и должен был узнать по окончании финансового года - не позднее 31.12.2007. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует исчислять срок исковой давности.
Поскольку исковое заявление подано в арбитражный суд 20.10.2010, то трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию за 2007 год не истек.
На основании изложенного вывод арбитражного апелляционного суда об не истечении срока исковой давности по предъявленному истцом требованию, является правомерным.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, основания для которой в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 24.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1390/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Цыганова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2007 утверждено положение о Министерстве туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай, согласно которому министерство является правопреемником Комитета по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай по вопросам предпринимательства и промышленности, Комитета природных ресурсов, охраны окружающей среды и туризма Республики Алтай по вопросам туризма, Комитета по инвестиционной политике Республики Алтай и является главным распорядителем бюджетных средств по указанной программе.
...
Компенсация расходов истца производилась из республиканского бюджета, следовательно, при определении начала исчисления срока исковой давности необходимо руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 242 названного Кодекса операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи (часть 1).
О нарушении права о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств, Комитет мог и должен был узнать по окончании финансового года - не позднее 31.12.2007. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует исчислять срок исковой давности.
Поскольку исковое заявление подано в арбитражный суд 20.10.2010, то трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию за 2007 год не истек."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2011 г. N Ф04-4529/11 по делу N А02-1390/2010
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4529/11