г. Тюмень |
Дело N А27-3150/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Роженас О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.04.2011 (Мишина И.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-3150/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" (адрес: 650025, г. Кемерово, ул. Дзержинского, д. 29А, офис 21, ИНН 4205058070, ОГРН 1034205071801) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (адрес: г. Кемерово, пр. Советский, д. 74А, ОГРН 1084205020965) о признании незаконным решения в части.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" (далее - Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (далее - Межрайонное УПФ РФ, Фонд) от 23.12.2010 N 05204910РК0002807 в части привлечения к ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный законодательством срок в виде штрафа в размере 12 753,88 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.04.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Обратившись с кассационной жалобой, Межрайонное УПФ РФ, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение и постановление судебных инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы нормы статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), не применен пункт 2.1 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденных распоряжением Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 05.05.2010 N 120р (далее - Методические рекомендации).
Отзыв на кассационную жалобу от Общества не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ, проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Фондом была проведена проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, по результатам которой составлен акт от 17.11.2010 N 05204930002751.
На основании акта Фондом принято решение от 23.12.2010 N 05204910РК0002807 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 14 211,25 руб.
Указанным решением Обществу предложено уплатить страховые взносы в общем размере 225,21 руб. и пени в размере 970 руб.
Несогласие с вышеназванным решением Фонда в части размера штрафных санкций послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Принимая судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что сумма штрафных санкций в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ составляет 1 457,37 руб. (29 147,48 руб. х 5 процентов х 1 неполный месяц).
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля наделены полномочиями взыскания недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ установлен срок представления расчета по страховым взносам, в соответствии с которым плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.
Согласно части 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год.
Страхователем факт нарушения срока представления расчета не оспаривается, вместе с тем он указывает на неправильное начисление размера штрафных санкций.
Суды обеих инстанций, проанализировав нормы права, установленные Законом N 212-ФЗ, указали, что размер штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам рассчитывается исходя из фактически неуплаченной суммы взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета.
В связи с тем, что представленными в материалы дела платежными поручениями от 04.05.2010, N N 788, 787, от 16.07.2010 NN 898, 899, от 11.08.2010 NN 930, 929, от 30.08.2010 NN 955, 956, от 21.09.2010 NN 988, 989, от 23.09.2010 NN 994, 993, от 06.10.2010 NN 1005, 1006, от 21.10.2010 NN 1029, 1030 подтвержден факт частичной оплаты рассчитанной суммы страховых взносов за 9 месяцев 2010 года, суды установили, что фактически к доплате в бюджет Обществом подлежали страховые взносы в размере 29 147,48 руб., исходя из которых и следовало Межрайонному УПФ РФ исчислять сумму штрафных санкций за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Довод Фонда, изложенный в кассационной жалобе о том, что указанные выше платежные поручения представлены Обществом только в апреле 2011 года в судебное заседание суда первой инстанции и не могут быть учтены, так как штрафные санкции должны быть рассчитаны исходя из данных расчета (РСВ-1), представленного на момент проведения проверки, судом кассационной инстанции отклоняется.
Указанными выше платежными поручениями была произведена оплата сумм страховых взносов в период с 04.05.2010 до 21.10.2010 включительно, то есть до вынесения Фондом оспариваемого решения.
Учитывая, что Фондом была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, Межрайонное УПФ РФ в соответствии с положениями статьи 29 Закона 212-ФЗ имело возможность установить факт оплаты Обществом части суммы страховых взносов данными платежными поручениями.
Довод Фонда о неприменении судебными инстанциями пункта 2.1 Методических рекомендаций кассационная инстанция отклоняет.
Суд кассационной инстанции считает, что законность подхода, установленного пунктом 2.1 Методических рекомендаций сомнительна, поскольку, во-первых, в статье 46 Закона 212-ФЗ указано, что штраф исчисляется исходя из суммы, подлежащей уплате (доплате) на основе отчета страхователя. А страхователем, как указывает сам Фонд, 16.11.2010 был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 года с учетом произведенных платежей указанными выше платежными поручениями; во-вторых, Методические рекомендации не являются нормативным документом, также как и распоряжение, которым они утверждены, следовательно, не могут обладать приоритетной силой при применении норм права.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение Межрайонного УПФ РФ от 23.12.2010 N 05204910РК 0002807 в части привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный законодательством срок в виде штрафа в сумме 12 753,88 руб. обоснованно признано судами первой и апелляционной инстанций недействительным.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Фонда по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Кемеровской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, статьи 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.04.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 по делу N А27-3150/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, проанализировав нормы права, установленные Законом N 212-ФЗ, указали, что размер штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам рассчитывается исходя из фактически неуплаченной суммы взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета.
...
Учитывая, что Фондом была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, Межрайонное УПФ РФ в соответствии с положениями статьи 29 Закона 212-ФЗ имело возможность установить факт оплаты Обществом части суммы страховых взносов данными платежными поручениями.
Довод Фонда о неприменении судебными инстанциями пункта 2.1 Методических рекомендаций кассационная инстанция отклоняет.
Суд кассационной инстанции считает, что законность подхода, установленного пунктом 2.1 Методических рекомендаций сомнительна, поскольку, во-первых, в статье 46 Закона 212-ФЗ указано, что штраф исчисляется исходя из суммы, подлежащей уплате (доплате) на основе отчета страхователя. А страхователем, как указывает сам Фонд, 16.11.2010 был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 года с учетом произведенных платежей указанными выше платежными поручениями; во-вторых, Методические рекомендации не являются нормативным документом, также как и распоряжение, которым они утверждены, следовательно, не могут обладать приоритетной силой при применении норм права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 октября 2011 г. N Ф04-5139/11 по делу N А27-3150/2011