г. Тюмень |
Дело N А03-161/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Черноусовой О.Ю.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на решение от 25.04.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Дружинина Н.М.) и постановление от 29.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терехина И.И., Кресс В.В., Ярцев Д.Г.) по делу N А03-161/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (656002, г. Барнаул, ул. Воровского, д. 163, ОГРН 1092224002331, ИНН 2224132840) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656059, г. Барнаул, ул. Пролетарская, д. 65, ОГРН 1022201518547, ИНН 2221022528) о признании незаконными решения и предписания.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго"Колесникова О.А. по доверенности от 01.12.2010 N 305.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее по тексту общество, ОАО "Алтайкрайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее по тексту УФАС Алтайского края, антимонопольный орган) от 17.12.2010 и предписания от 17.12.2010 по делу N 77-ФАС22-АМ/11-10 (далее по тексту решение и предписание).
Решением от 25.04.2011 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 29.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС Алтайского края просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, неправильно применены нормы права, подлежащие применению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, и отклонить доводы жалобы.
В судебном заседании представитель ОАО "Алтайкрайэнерго" поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании поступившего в УФАС Алтайского края заявления администрации г. Рубцовска, направленного в интересах гражданина Бурцова С.А., возбуждено дело о нарушении обществом антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N 77-ФАС22-АМ/11-10 антимонопольным органом 17.12.2010 вынесено решение о признании ОАО "Алтайкрайэнерго" в лице филиала - "Рубцовские МЭС" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту Закон о защите конкуренции), и выдано 17.12.2010 предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неправомерном уклонении сетевой организации от заключения в гражданином Бурцовым С.А. договора на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств.
Считая решение и предписание незаконными, общество оспорило их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что у общества отсутствует обязанность по выдаче технических условий, необходимых для осуществления технологического присоединения жилого дома, построенного гражданином Бурцовым С.А. на предоставленном органом местного самоуправления земельном участке. Кроме этого, апелляционная инстанция указала на то, что в соответствии с разделительным балансом было образовано открытое акционерное общество "Сетевая компания Алтайкрайэнерго", к которой перешла обязанность технологического присоединения. Несмотря на это, УФАС Алтайского края обязывает ОАО "Алтайкрайэнерго" заключить с гражданином Бурцовым С.А. договор на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: ул. Бестужева, 19, г. Рубцовск, Алтайского края.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения согласно пункту 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее по тексту Правила).
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил орган местного самоуправления предоставляет технические условия в случаях подготовки градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства; в случае принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.
Согласно пункту 6 Правил в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Следовательно, пунктом 6 Правил предусмотрено право правообладателя земельного участка при отсутствии у него технических условий на обращение к сетевой организации за их получением.
Постановлением Администрации г. Рубцовска от 03.04.2008 N 1023 Бурцову С.А. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок для строительства жилого дома и хозяйственных построек, на основании которого 28.04.2008 заключен договор N 6111 аренды земельного участка.
Бурцов С.А. обратился в общество с заявлением о выдаче технических условий на присоединение к электрическим сетям индивидуального жилого дома по ул. Бестужева, 19.
ОАО "Алтайкрайэнерго" письмом от 27.09.2010 сообщило, что ему необходимо обратиться в орган местного самоуправления для получения технических условий на электроснабжение строящегося индивидуального жилого дома на земельном участке по ул. Бестужева, 19.
Исходя из пункта 6 Правил Бурцов С.А., как правообладатель земельного участка, правомерно обратился в ОАО "Алтайкрайэнерго" за выдачей ему технических условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту Правила N 861).
В пункте 10 Правил N 861 содержится исчерпывающий перечень документов, которые требуется приложить к заявлению.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана заключить договор с определенной группой лиц (указанных в пунктах 12.1, 14 и 34), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Апелляционным судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период рассмотрения УФАС Алтайского края дела об антимонопольном нарушении в обществе проведена реорганизация путем выделения, в результате которой образовано открытое акционерное общество "Сетевая компания Алтайкрайэнерго", запись о которой внесена в ЕГРЮЛ 01.12.2010.
В соответствии с разделительным балансом ко вновь организованному обществу перешла обязанность по выдаче технических условий и заключению договоров на технологическое присоединение.
Вынося 17.12.2010 решение и предписание в отношении ОАО "Алтайкрайэнерго", антимонопольный орган не учел указанные выше обстоятельства.
Следовательно, исполнить предписание и заключить договор с Бурцовым С.А. на технологическое присоединение индивидуального жилого дома ОАО "Алтайкрайэнерго" не имеет возможности ввиду отсутствия у него таких полномочий.
Учитывая отсутствие у ОАО "Алтайкрайэнерго" обязанности по заключению договоров на технологическое присоединение, арбитражные суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы УФАС Алтайского края не опровергают выводов арбитражного суда, а иная оценка установленных по делу обстоятельств, не является основанием для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.04.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-161/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 10 Правил N 861 содержится исчерпывающий перечень документов, которые требуется приложить к заявлению.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана заключить договор с определенной группой лиц (указанных в пунктах 12.1, 14 и 34), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 октября 2011 г. N Ф04-5151/11 по делу N А03-161/2011