г. Тюмень |
Дело N А75-47/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Отческой Т.И.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТНК-Нягань" на решение от 29.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Членова Л.А.) и постановление от 22.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-47/2011 по заявлению открытого акционерного общества "ТНК-Нягань" (628183, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, улица Сибирская, 10-1, ИНН 8610010727, ОГРН 1028601496725) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "ТНК-Нягань" Бауман С.Н. по доверенности от 01.01.2011 N 037-С.
Суд установил:
открытое акционерное общество "ТНК-Нягань" (далее - общество "ОАО "ТНК-Нягань") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, управление) от 17.12.2010 N 29-ГК/29 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением от 29.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "ТНК-Нягань" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению общества, судами неправомерно не применены положения статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах), выводы судов о передаче воды со спорной скважины сторонним организациям не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судами не учтено, что общество передавало воду подрядным организациям для выполнения последними обязательств по строительству и обустройству месторождений ОАО "ТНК-Нягань".
Кроме того, судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам общества о малозначительности правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 28.10.2010 управлением проведена проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства в ходе которой установлено нахождение двух водозаборных скважин N 1(ДНС-1 (УПСВ)) и N 1 (ДНС-1) на территории котельной опорной базы Каменного лицензионного участка и добыча воды из скважины N 1(ДНС-1 (УПСВ)) в отсутствие соответствующей лицензии на право пользования недрами.
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами управления составлены акт от 10.11.2010 N 61, протокол об административном правонарушении от 26.11.2010 N 29-ГК/29 и вынесено постановление от 17.12.2010 N 29-ГК/29 о привлечении ОАО "ТНК-Нягань" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, и отсутствия нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
В силу части 3 статьи 9, части 4 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами.
Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "ТНК-Нягань" имеет лицензию ХМН 01208 ВЭ от 18.04.2000 (сроком действия до 17.04.2020) на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения на Каменной площади (Западная часть) в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области и лицензию ХМН 01187 НЭ от 01.04.2000 (сроком действия до 03.06.2013) на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение недр, поиск и добыча нефти и газа в пределах Каменного (Западная часть) лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
Судами установлено и обществом не оспаривается, что добыча подземных вод из спорной скважины производится обществом на основании технологической схемы разработки пресных подземных вод в границах горного отвода для добычи нефти и газа, утвержденного горноотводным актом N 86 к лицензии ХМН 01187 НЭ от 01.04.2000.
Согласно абзацу второму статьи 19.1 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, действовавшей в спорный период) пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу подземных вод (для технологического обеспечения водой) в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что добыча подземных вод производится обществом не только для собственных нужд, но и для сторонних организаций (в аренду, по договорам).
В связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "ТНК-Нягань" состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку общество не имеет право пользования недрами с целью добычи подземных вод из спорной скважины на основании лицензии на пользование недрами ХМН 01187 НЭ от 01.04.2000.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено процессуальных нарушений, предусмотренных КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления управления.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 22.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-47/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу второму статьи 19.1 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, действовавшей в спорный период) пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу подземных вод (для технологического обеспечения водой) в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что добыча подземных вод производится обществом не только для собственных нужд, но и для сторонних организаций (в аренду, по договорам).
В связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "ТНК-Нягань" состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку общество не имеет право пользования недрами с целью добычи подземных вод из спорной скважины на основании лицензии на пользование недрами ХМН 01187 НЭ от 01.04.2000.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено процессуальных нарушений, предусмотренных КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления управления."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2011 г. N Ф04-5241/11 по делу N А75-47/2011