г. Тюмень |
Дело N А03-3528/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Мелихова Н.В.
Рябининой Т.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Миллера Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.05.2011 (судья Михайлюк Н.А.) по делу N А03-3528/2011
по иску заместителя прокурора Алтайского края
к Комитету администрации Залесовского района по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами (659220, Алтайский край, с. Залесово, ул. Партизанская, 26, ИНН 2242000290, ОГРН 1022202100690),
индивидуальному предпринимателю Миллеру Александру Владимировичу
о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Залесовского района Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
В заседании приняли участие представители:
прокуратуры Алтайского края - Мухаметшина З.Н. прокурор прокуратуры Тюменской области по письму поручению от 03.10.2011 N 59-2011 (служебное удостоверение),
индивидуальный предприниматель Миллер А.В. (паспорт), представитель ИП Миллера А.В. - Полищук В.А. по доверенности от 01.10.2011 (паспорт).
Суд установил:
заместитель прокурора Алтайского края (далее - прокурор) в соответствии со статьей 52 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету администрации Залесовского района по экономике, управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами (далее - Комитет), индивидуальному предпринимателю Миллеру Александру Владимировичу (далее - предприниматель Миллер А.В.) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 17.06.2008 N 59 и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Заявленные требования обоснованы тем, что использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых противоречит действующему законодательству.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Залесовского района Алтайского края (далее - администрация) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.05.2011 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Седьмой арбитражный апелляционный суд определением от 21.07.2011 возвратил апелляционную жалобу предпринимателя Миллера А.В. в связи с пропуском срока для её подачи и отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
В кассационной жалобе предприниматель Миллер А.В., ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное толкование закона, просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает на то, что согласно пункту 1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования, или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, пункту 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005 N 145, Постановлению администрации Алтайского края от 14.11.2007 N 519 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края", в группу земель сельскохозяйственного назначения входят земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д. В силу указанных правовых актов податель жалобы считает возможным на землях сельскохозяйственного назначения ведение разработки общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня без перевода таких земельных участков в другую категорию, полагая при этом, что заключенный договор аренды земельного участка от 17.06.2008 N 59 соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, по мнению предпринимателя Миллера А.В., признание недействительным пункта договора не влечет признание недействительным всего договора; оспариваемый договор аренды земельного участка, в данном случае, является оспоримой сделкой, для признания которой недействительной пропущен срок исковой давности.
В судебном заседании предприниматель Миллер А.В. и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель прокуратуры высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции считает решение подлежащим отмене в связи со следующим.
Как установлено судом по материалам дела, в соответствии с заключенным договором аренды земельного участка от 17.06.2008 N 59 Комитет предоставил предпринимателю Миллер А.В. за плату во временное владение и пользование сроком на 49 лет два земельных участка из состава земель сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 22:12:500102:72 общей площадью 18041 кв.метров и с кадастровым номером 22:12:310101:95 общей площадью 22597 кв.метров, расположенных в 12 км на запад от села Залесово по направлению автодороги Алтай-Кузбасс.
Договор аренды от 17.06.2008 N 59 в установленном законом порядке прошел процедуру государственной регистрации.
Согласно пункту 1.5 договора аренды, земельный участок предоставлен под разработку полезных ископаемых.
Полагая, что указанный договор аренды заключен с нарушением требований действующего законодательства, поскольку земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения передан для добычи полезных ископаемых без перевода в другую категорию, заместитель прокурора Алтайского края обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд с учетом применения положений пунктов 1, 2 статьи 167, пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исследовал представленные в дело доказательства и обстоятельства, возникшего спора, и, посчитав доказанным нецелевое использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения под разработку полезных ископаемых без перевода в другую категорию, пришел к выводу о правомерности заявленных требований, удовлетворив иск прокурора в полном объеме.
Вместе с тем, указывая на отсутствие доказательств перевода земельного участка из одной категории в другую, суд не принял во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Согласно пункту 1 статьи 2 названного Закона, обращение с ходатайством о переводе земельных участков в составе таких земель из одной категории возможно только заинтересованным лицом.
Статья 5 Земельного кодекса Российской Федерации определяет участников земельных отношений, заинтересованных лиц, в число которых входят арендаторы земельных участков, владеющие и пользующие земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
В силу указанных норм права орган местного самоуправления не мог быть инициатором перевода земли из одной категории в другую, а предприниматель Миллер А.В. до заключения договора аренды от 17.06.2008 N 59, не являясь правообладателем спорных земельных участков, не вправе был обращаться за переводом земельных участков.
При таких обстоятельствах невозможен был перевод спорного земельного участка в другую категорию земель до заключения на него договора аренды.
Согласно пункту 1.6 договора аренды земельного участка, неотъемлемой частью договора являются кадастровые паспорта земельных участков. Из представленных в дело кадастровых выписок от 03.02.2011 о земельных участках, арендуемые земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование для разработки полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Состав земель сельскохозяйственного назначения, указанный в пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим.
Структура земель сельскохозяйственного назначения также отражена в пункте 1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, согласно которому земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения подразделяются на следующие группы: сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.; земли под замкнутыми водоемами; земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли; земли под лесами, не переведенные в установленном законом порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования; земли, пригодные под оленьи пастбища.
Аналогичная классификация земель сельскохозяйственного назначения содержится и в пункте 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005 N 145.
Из указанных правовых актов следует, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут находиться земельные участки с целевым назначением иных категорий земель.
С учетом указанного, в данном случае, предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд - для разработки полезных ископаемых, само по себе не может служить основанием для признания договора аренды недействительным.
Принимая во внимание, что прокурором не приведено иных оснований для признания недействительным по статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спорного договора аренды земельного участка, то у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска прокурора.
Принятое по делу решение суда не соответствует требованиям статей 15, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отмене как незаконные и необоснованные.
Суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в связи с недоказанностью наличия правовых оснований для признания договора аренды земельного участка недействительным.
Поскольку согласно положениям статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, то в данном случае, в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за кассационную жалобу подлежит возврату предпринимателю Миллеру А.В. из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.05.2011 по делу N А03-3528/2011 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Выдать индивидуальному предпринимателю Миллеру Александру Владимировичу справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной за кассационную жалобу по квитанции от 18.08.2011 Барнаульского филиала Банка "Возрождение" (ОАО).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Структура земель сельскохозяйственного назначения также отражена в пункте 1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, согласно которому земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения подразделяются на следующие группы: сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.; земли под замкнутыми водоемами; земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли; земли под лесами, не переведенные в установленном законом порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования; земли, пригодные под оленьи пастбища.
Аналогичная классификация земель сельскохозяйственного назначения содержится и в пункте 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005 N 145."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2011 г. N Ф04-5106/11 по делу N А03-3528/2011