г. Тюмень |
Дело N А45-61/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Мартыновой С.А.
Перминовой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области на решение от 25.02.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Юшина В.Н.) и постановление от 30.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Журавлева В.А., Кривошеина С.В.) по делу N А45-61/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Шайдуровское" (633268, Новосибирская обл., Ордынский р-н, село Шайдурово, ул. Светлая, д. 4, ОГРН 1035404496764) к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (630011, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 49, ОГРН 1045402550786) о признании недействительным решения.
В заседании приняла участие представитель Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Гусева Н.И. по доверенности N 11 от 05.04.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Шайдуровское" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным решения от 01.11.2010 N 767 Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - Управление), принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества на решение от 02.08.2010 N 1518 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Новосибирской области (далее - Инспекция) об отказе в возмещении частично налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного к возмещению; в части утверждения указанного решения Инспекции относительно доводов о неправомерности применения налоговых вычетов в сумме 102 916 руб. и в части изменения решения Инспекции N 58 от 02.08.2010 путем изложения резолютивной части в следующей редакции: отказать Обществу в возмещении НДС в сумме 114 975 руб., обязав Управление восстановить нарушенные права и законные интересы Общества.
Решением от 25.02.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 30.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Управление обратилось с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе заявитель указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, - в удовлетворении требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Управления, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены (изменения) принятых по настоящему делу судебных актов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной Обществом уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2009 года Инспекция приняла решение от 02.08.2010 N 1518 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлено неправомерное применение налоговых вычетов по НДС в сумме 103 348 руб. и занижение налоговой базы на 120 589 руб.
На основании указанного решения приняты решения от 02.08.2010 N 57 о возмещении частично НДС, заявленного к возмещению, которым Обществу возмещен НДС в сумме 1 209 483 руб., и N 58 от 02.08.2010 об отказе в возмещении частично НДС, заявленного к возмещению, которым Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 115 407 руб.
Общество, не согласившись с решениями Инспекции, обжаловало их в Управление, решением которого решения Инспекции признаны частично необоснованными и изменены: в части непринятия Инспекцией налоговых вычетов в сумме 432 руб. по ОАО "Красносибирское" и, следовательно, в части отказа в возмещении НДС на данную сумму. В остальной части решения Инспекции утверждены.
При этом Управление отметило, что Инспекция необоснованно указала на отсутствие первичных бухгалтерских документов по ОАО "Агроснабтехсервис" (НДС - 9 125,03 руб.), по ООО "САХО-Агро-Ульяновск" (НДС - 93 790,92 руб.) в связи с представлением Обществом документов для проведения камеральной проверки.
Управлением дана оценка представленным документам и сделан вывод о том, что первичные бухгалтерские документы, подтверждающие заявленные Обществом налоговые вычеты, не соответствуют требованиям статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и пункту 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, поскольку в акте оказанных услуг от 31.12.2009 к договору с ООО "САХО-Агро-Ульяновск" от 16.09.2009 N ПЕР-САУ/37 и в акте приема-передачи объектов лизинга по договору финансового лизинга с ОАО "Агроснабтехсервис" от 11.08.2009 N 654/108 отсутствует наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, расшифровки личных подписей лиц, подписавших документы.
Основанием для принятия решения от 02.08.2010 N 1518 явился вывод налогового органа о неподтверждении Обществом налоговых вычетов в сумме 103 348 руб. по сделкам с контрагентами ОАО "Красносибирское" (НДС - 432 руб.), ОАО "Агроснабтехсервис" (НДС - 9 125,03 руб.) и ООО "САХО-Агро-Ульяновск" (НДС - 93 790,92 руб.). При этом Инспекция ссылалась на то, что Обществом в подтверждение права на применение налоговых вычетов не представлены первичные документы (в том числе, акты оказания услуг, акты приема выполненных работ), в результате чего Инспекция отказала в возмещении НДС на сумму 115 407 руб. (решение от 02.08.2010 N 58).
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что решение Инспекции для налогоплательщика вступило в законную силу с момента его утверждения Управлением и в редакции изменений, внесенных Управлением, а также из нарушения Управлением прав и законных интересов Общества на получение налоговых вычетов и возмещение НДС.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", оценив доводы Управления и Общества (в том числе, документы по исполнению спорных договоров, передачу объекта лизинга, неоспаривание Управлением факта реальных хозяйственных операций между Обществом и ОАО "Агроснабтехсервис", ООО "САХО-Агро-Ульяновск"), пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для отказа в применении Обществом налоговых вычетов по сделкам с указанными контрагентами, в связи с чем правомерно признали оспариваемое решение Управления недействительным.
Доводы Управления о том, что решение Управления не изменяет правового статуса решения Инспекции, не нарушает прав налогоплательщика, не возлагает на него дополнительных обязанностей, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку из пункта 9 статьи 101, пункта 2 статьи 101.2 НК РФ следует, что при изменении решения налогового органа вышестоящим налоговым органом решение налогового органа существует уже в редакции решения вышестоящего налогового органа. Как правильно указали суды, оспариваемое решение в силу пункта 2 статьи 140 НК РФ фактически означает подтверждение Управлением правомерности доначисления Инспекцией налогоплательщику оспариваемых сумм налогов (правомерности непринятия к вычету соответствующих сумм НДС).
Суды обязали Управление восстановить нарушенные права и законные интересы Общества, то есть, осуществить контроль за соблюдением прав налогоплательщика с учетом вступивших в силу судебных актов по настоящему делу.
Согласно части 3 статьи 31 НК РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Поэтому довод Управления о том, что оно лишено возможности исполнить вступившее в законную силу решение суда от 25.02.2011 не может быть признан обоснованным.
Доводы Управления относительно того, что представленные Обществом документы не могут быть приняты в качестве документального подтверждения обоснованности налоговых вычетов по НДС, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены. В силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судами.
Ссылка Управления на судебную практику не может быть признана обоснованной, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами. Суды при принятии судебных актов по настоящему делу руководствовались доказательствами, представленными сторонами в материалы дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.02.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 30.05.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-61/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", оценив доводы Управления и Общества (в том числе, документы по исполнению спорных договоров, передачу объекта лизинга, неоспаривание Управлением факта реальных хозяйственных операций между Обществом и ОАО "Агроснабтехсервис", ООО "САХО-Агро-Ульяновск"), пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для отказа в применении Обществом налоговых вычетов по сделкам с указанными контрагентами, в связи с чем правомерно признали оспариваемое решение Управления недействительным.
Доводы Управления о том, что решение Управления не изменяет правового статуса решения Инспекции, не нарушает прав налогоплательщика, не возлагает на него дополнительных обязанностей, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку из пункта 9 статьи 101, пункта 2 статьи 101.2 НК РФ следует, что при изменении решения налогового органа вышестоящим налоговым органом решение налогового органа существует уже в редакции решения вышестоящего налогового органа. Как правильно указали суды, оспариваемое решение в силу пункта 2 статьи 140 НК РФ фактически означает подтверждение Управлением правомерности доначисления Инспекцией налогоплательщику оспариваемых сумм налогов (правомерности непринятия к вычету соответствующих сумм НДС).
...
Согласно части 3 статьи 31 НК РФ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2011 г. N Ф04-4712/11 по делу N А45-61/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4712/11