г. Тюмень |
Дело N А27-3748/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Маняшиной В.П.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Яшкинского района" на решение от 16.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Серафимович Е.П.) и постановление от 03.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Калиниченко Н.К., Мухина И.Н., Ярцев Д.Г.) по делу N А27-3748/2011 по иску государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Яшкинского района" (652010, Кемеровская область, Яшкинский район, поселок городского типа Яшкино, улица Гагарина, 38, ИНН 4247003643, ОГРН 1024202292696) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фатееву Семену Николаевичу о взыскании субсидии.
Суд установил:
государственное учреждение "Центр занятости населения Яшкинского района" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фатееву Семену Николаевичу (далее - глава КФХ Фатеев С.Н.) о взыскании субсидии в размере 58 800 рублей по договору о предоставлении субсидии на содействие самозанятости безработных граждан N 646/1 от 12.11.2010.
Решением от 16.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 03.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении искового заявления отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и удовлетворить исковое требование.
По мнению учреждения, вывод судов о том, что непредставление ответчиком в установленный договором срок необходимых документов не может служить достаточным основанием для возврата полученной субсидии, не соответствует гражданскому законодательству.
Глава КФХ Фатеев С.Н. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.11.2010 между учреждением и Фатеевым С.Н. во исполнение постановления коллегии администрации Кемеровской области от 08.02.2010 N 53 "Об утверждении порядка предоставления субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан" заключен договор о предоставлении субсидии на содействие самозанятости безработных граждан N 646/1 от 12.11.2010.
По условиям данного договора Фатеев С.Н. обязался организовать предпринимательскую деятельность, а учреждение - предоставить ему за счет средств областного бюджета субсидию на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в соответствии с предоставленным бизнес-планом в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
Пунктами 2.1.3., 2.1.5 договора предусмотрены обязанности Фатеева С.Н. по обеспечению целевого использования субсидии и предъявлению в учреждение (не позднее трех дней с момента требования) копий деклараций о доходах, представляемых в государственную налоговую инспекцию, документов бухгалтерского учета (другие документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности).
В случае невыполнения обязательств, предусмотренных пунктами 2.1.2 - 2.1.4 договора, Фатеев С.Н. обязался возвратить сумму субсидии в полном объеме (пункт 4.2).
Материалами дела подтверждается, что учреждение во исполнение договорных обязательств перечислило платежным поручением N 12844 от 29.11.2010 на счет главы КФХ Фатеева С.Н. субсидию в размере 58 800 рублей.
Письмом N 171 от 09.02.2011 учреждение уведомило главу КФХ Фатеева С.Н. о необходимости отчитаться за полученные денежные средства.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения учреждения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суды установили, что спорные денежные средства (субсидия) использованы главой КФХ Фатеевым С.Н. по целевому назначению, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований для его привлечения к ответственности в виде изъятия полученных бюджетных средств.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что ответчиком исполнены обязательства по организации предпринимательской деятельности (откорм свиней), предусмотренные пунктом 1.1. договора. Несмотря на нарушение сроков предоставления отчетности цели, обозначенные в договоре о предоставлении субсидии, фактически достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению.
При таких обстоятельствах суды, учитывая социальную значимость вопроса и факт предоставления субсидии в рамках муниципальной социальной программы, правомерно отказали в возврате денежных средств в виде представленной субсидии.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими. В силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 03.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3748/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Ю. Черноусова
Судьи В.П. Маняшина
Т.И. Отческая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Глава КФХ Фатеев С.Н. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
...
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2011 г. N Ф04-4962/11 по делу N А27-3748/2011 хозяйство - безработные граждане - бюджетные средства - содействие самозанятости)