г. Тюмень |
Дело N А45-9350/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Новоселова В.И.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый мир" на решение от 11.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судьи Чернова О.В., Хорошилов А.В., Полякова В.А.) по делу N А45-9350/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый мир" (630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 69, ОГРН 1025401299109, ИНН 5403157476) к Совету депутатов города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 34, ОГРН 1045402490110, ИНН 5406285853) о признании недействующим решения от 25.10.2006 N 372 в части.
Другие лица, участвующие в деле: Мэрия города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 34 ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый мир" (далее по тексту ООО "Чистый мир", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими подпунктов 7, 8, 9 пункта 3.1, пункта 3.2, пункта 9.2 решения городского Совета Новосибирска (в настоящее время Совет депутатов города Новосибирска) от 25.10.2006 N 372 "О правилах распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске" (в редакции с последующими изменениями) в части устанавливающей право Управления рекламы мэрии г. Новосибирска от имени мэрии выдавать предписания о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций, как противоречащих Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 1, пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 5, пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту Закон об информации), пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 131-ФЗ), статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту Закон о защите конкуренции).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мэрия города Новосибирска (далее по тексту Мэрия).
Решением от 11.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что судом неправильно применен материальный закон: не применены нормы права, подлежащие применению, и применен не подлежащий применению закон. Выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Совет депутатов г. Новосибирска просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным и отклонить доводы жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
В разделе 3 "Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске", утвержденных Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N 372 с последующими изменениями (далее по тексту Правила) содержатся понятия информационных конструкций, размещаемых в городе Новосибирске без получения разрешения (в редакции решения от 26.03.2008 N 937).
В пункте 3.1 Правил указано, что к вывескам, указателям, иным информационным конструкциям, размещаемым на внешних стенах, конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, участках улично-дорожной сети или садово-паркового хозяйства и т.п. без получения разрешения, не содержащим сведения рекламного характера относятся:
- информационные таблички площадью не более 2 кв.м. (с информацией, предназначенной для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении хозяйствующих субъектов, их фирменном наименовании (согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации), профиле работы), располагающиеся на фасаде здания в пределах помещений, занимаемых хозяйствующим субъектом (подпункт 7);
- учрежденческие доски (с информацией о полном зарегистрированном наименовании организации и ее ведомственной принадлежности и режиме работы), размещаемые в обязательном порядке при входе в организацию. Учрежденческие доски должны иметь площадь не более 2 кв.м. (подпункт 8);
- вывески хозяйствующих субъектов площадью не более 2 кв.м., содержащие информацию согласно статье 9 Федерального закона "О защите прав потребителей" (фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); режим ее работы), если имеется - с изображением их товарных знаков или знаков обслуживания, зарегистрированных в установленном порядке, либо коммерческого обозначения, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (подпункт 9).
Размещение иных информационных конструкций не допускается. В случае самовольной установки информационной конструкции, не являющейся рекламной конструкцией и не предусмотренной пунктом 3.1 настоящих Правил, указанная информационная конструкция подлежит демонтажу на основании соответствующего предписания управления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами (пункт 3.2 Правил).
Согласно пункту 9.2 Правил, при осуществлении контроля за исполнением Правил, управление:
от имени мэрии города Новосибирска выдает предписание о демонтаже рекламных конструкций (приложение 8), о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций (приложение 9) и отменяет их (приложение 10).
Считая, что указанные пункты Правил не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и возлагают незаконные обязанности, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из того, что Совет депутатов города Новосибирска (далее по тексту Совет депутатов) действовал в пределах своих полномочий. Оспариваемые пункты Правил соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов ООО "Чистый мир".
Кассационная инстанция, изменяя резолютивную часть решения, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится в том числе выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Решением городского Совета Новосибирска 25.10.2006 N 372 утверждены "Правила распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске". Решение вопроса размещения рекламы относится к компетенции органов местного самоуправления.
Раздел 3 Правил, в котором расположены подпункты 7, 8, 9 пункта 3.1 и пункт 3.2, является исключением из Правил, так как для размещения информационных конструкций разрешение не требуется.
В подпунктах 7, 8, 9 пункта 3.1 Правил указаны носители информации.
Пунктом 3.2 Правил предусмотрено, что не допускается размещение иных информационных конструкций, не содержащих рекламу и не предусмотренных пунктом 3.1 Правил.
Оценив указанные выше пункты Правил на соответствие их Закону об информации, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что они не противоречат пункту 1 статьи 1, статье 3, пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 5 Закона об информации.
Доводы жалобы общества о том, что оспариваемый нормативный акт устанавливает ограничения на распространение информации, подлежит отклонению, поскольку, как указано выше, оспариваемыми пунктами установлены требования к носителям информации. Требования к содержанию информации, о которой указано в оспариваемых пунктах, установлены статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 8, статьями 9, 10, 11 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Пунктом 9.2 Правил предусмотрено право управления от имени мэрии г. Новосибирска выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций, о прекращении нарушения порядка установки и эксплуатации рекламных и информационных конструкций и отмены их.
Данный пункт Правил принят в соответствии с полномочиями, предоставленными Совету депутатов Законом N 131-ФЗ, направлен на регулирование рекламной деятельности, соблюдения благоустройства, архитектурного облика г. Новосибирска.
Арбитражный суд при рассмотрении данного дела пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые пункты Правил не противоречат статье 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, судом при принятии резолютивной части решения нарушены требования части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что привело к неправильному изложению резолютивной части судебного акта. Поэтому кассационная инстанция считает необходимым изложить резолютивную часть решения в новой редакции.
По результатам рассмотрения жалобы кассационная инстанция приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.08.2011 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивировочная часть решения подлежит оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9350/2011 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать подпункты 7, 8, 9 пункта 3.1, пункт 3.2, пункт 9.2 решения городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N 372 "О правилах распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске" (в редакции с последующими изменениями) в части устанавливающей право Управления рекламы мэрии г. Новосибирска от имени мэрии выдавать предписания о прекращении нарушения порядка установки и (или) эксплуатации информационных конструкций, не противоречащими пункту 1 статьи 1, пункту 1 статьи 4, пункту 1 статьи 5, пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы жалобы общества о том, что оспариваемый нормативный акт устанавливает ограничения на распространение информации, подлежит отклонению, поскольку, как указано выше, оспариваемыми пунктами установлены требования к носителям информации. Требования к содержанию информации, о которой указано в оспариваемых пунктах, установлены статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 8, статьями 9, 10, 11 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Пунктом 9.2 Правил предусмотрено право управления от имени мэрии г. Новосибирска выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций, о прекращении нарушения порядка установки и эксплуатации рекламных и информационных конструкций и отмены их.
Данный пункт Правил принят в соответствии с полномочиями, предоставленными Совету депутатов Законом N 131-ФЗ, направлен на регулирование рекламной деятельности, соблюдения благоустройства, архитектурного облика г. Новосибирска.
Арбитражный суд при рассмотрении данного дела пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые пункты Правил не противоречат статье 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, судом при принятии резолютивной части решения нарушены требования части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что привело к неправильному изложению резолютивной части судебного акта. Поэтому кассационная инстанция считает необходимым изложить резолютивную часть решения в новой редакции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 октября 2011 г. N Ф04-5272/11 по делу N А45-9350/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14474/11
21.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14474/11
25.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14474/11
12.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5272/11