г. Тюмень |
Дело N А45-3973/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Ильина В.И.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, организацию которой осуществлял Арбитражный суд Новосибирской области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 06.05.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 19.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Журавлева В.А., Кривошеина С.В.) по делу N А45-3973/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, 80, ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509437) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
С участием представителей сторон: от закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" - Стрелкова В.Л. по доверенности 16.09.2011 N 296/11.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - ЗАО "РЭС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области, антимонопольный орган, Управление) от 21.02.2011 N 02-13-9-2011 (с ошибочным указанием административным органом даты принятия постановления 21.02.2010) о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) виде штрафа в размере 736 820 руб.
Решением от 06.05.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные ЗАО "РЭС" требования удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое постановление УФАС по Новосибирской области признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению УФАС по Новосибирской области, судами в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, которое является длящимся, срок привлечения ЗАО "РЭС" следует исчислять с момента установления факта злоупотребления Обществом доминирующим положением, то есть с 27.12.2010 даты вынесения решения комиссией УФАС по Новосибирской области.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "РЭС" просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
В судебном заседании представитель ЗАО "РЭС" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции, заслушав представителя стороны, явившегося в судебное заседание, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыв на жалобу, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением комиссии УФАС по Новосибирской области от 27.12.2010 ЗАО "РЭС" признано нарушившим пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции"), выразившееся в незаключении договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в установленный срок жилых домов граждан Апанюк М.А., Игнатовой Л.А., а также в ненаправлении данным гражданам технических условий, невыполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, что ущемляет интересы указанных выше граждан, противоречит пунктам 3 и 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Указанные в решении антимонопольного органа обстоятельства явились основанием для составления в отношении ЗАО "РЭС" протокола об административном правонарушении от 08.02.2011 N 02-13-9-2011 и принятия 21.02.2011 постановления о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 736 820 руб.
ЗАО "РЭС" не согласилось с принятым постановлением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного постановления.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что Общество необоснованно уклонилось от выдачи технических условий гражданам Апанюк М.А., Игнатовой Л.А на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и от фактического присоединения энергопринимающих устройств данных граждан, тем самым нарушило их права и законные интересы, что признано злоупотреблением доминирующим положением.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии в действиях ЗАО "РЭС" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, которое не является длящимся.
Вместе с тем, исходя из даты подачи заявлений вышеуказанных граждан на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, положений статьи 4.5 КоАП РФ, пунктов 3, 15 Правил технологического присоединения, пунктом 14 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суды пришли к выводу о том, что ЗАО "РЭС" привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ с нарушением срока давности (один год), что явилось основанием для отмены обжалуемого постановления административного органа.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые по делу судебные акты, исходит из обстоятельств дела и действующего законодательства.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Статьей 4.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 09.02.2009 N 9-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения) установлен годичный срок давности привлечения к ответственности за совершение вменяемого обществу правонарушения, исчисляемый со дня его совершения.
При длящемся правонарушении исчисление указанного срока начинается со дня обнаружения правонарушения.
Вывод судов о том, что допущенное Обществом административное правонарушение не является длящимся, является правомерным.
Данный вывод суды обоснованно мотивировали тем, что административное правонарушение считается оконченным с момента истечения 30-дневного срока на рассмотрение заявок граждан на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и выдачи технических условий:
Из материалов дела следует, что Игнатова Л.А. и Апанюк М.А. с соответствующими заявками обратились 18.06.2009 (вх. N 46688) и 30.06.2009 (вх. N 46960), и при их обоснованности, ЗАО "РЭС" должно было в соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения заключить с ними договоры.
При этом согласно пункту 15 Правил технологического присоединения в течение 30 дней с даты получения заявки сетевая организация обязана была направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора.
На основании изложенного, правомерным являются выводы судов о том, что административное правонарушение считается оконченным в момент невыполнения в установленный 30-дневный срок обязанности по направлению Обществом в адрес граждан проектов договоров и технические условия.
Выполнение обязанности ЗАО "РЭС" по направлению проекта договора на технологическое присоединение с техническими условиями ограничено 30-дневным сроком с момента регистрации заявки.
Общество должно было направить проекты договоров и технических условий 30.07.2009 по заявке Игнатовой Л.А. от 30.06.2009; 18.07.2009 по заявке Апанюк М.А. от 18.06.2009.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
С учетом годичного срока давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, постановление о привлечении Общества к административной ответственности могло быть принято не позднее 30.07.2010 и 18.06.2010, а оспариваемое ЗАО "РЭС" постановление вынесено 21.02.2011 (с ошибочным указанием даты принятия постановления 21.02.2010), т.е. с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление антимонопольного органа от 21.02.2011 N 02-13-9-2011 о привлечении ЗАО "РЭС" к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.05.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3973/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
...
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление антимонопольного органа от 21.02.2011 N 02-13-9-2011 о привлечении ЗАО "РЭС" к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 октября 2011 г. N Ф04-5657/11 по делу N А45-3973/2011