г. Тюмень |
Дело N А27-5968/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Шабалковой Т.Я.
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу закрытого акционерного общества санаторий "Томь-Усинский" на решение от 12.08.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи Обухова Г.П., Власов В.В., Тимошенко Л.С.) по делу N А27-5968/2011 по заявлению закрытого акционерного общества санаторий "Томь-Усинский" (652845, Кемеровская область, г. Мыски, ул. Ленина, д. 40, ИНН 4215007469, ОГРН 1024201428790) к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Н. Островского, д. 32) о признании недействующим нормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: закрытое акционерное общество "Тепловые сети", прокурор Кемеровской области.
В заседании приняли участие представители: закрытого акционерного общества санаторий "Томь-Усинский" - Лунина Е.А. (доверенность от 11.01.2011), прокурора Кемеровской области - Козырева М.В. (служебное удостоверение N 107374).
Суд установил:
Закрытое акционерное общество санаторий "Томь-Усинский" (далее - ЗАО санаторий "Томь-Усинский") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) о признании недействующим постановления от 28.12.2010 N 334 "Об утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски)".
Определением от 18.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Тепловые сети" (далее - ЗАО "Тепловые сети") и прокурор Кемеровской области.
Решением от 12.08.2011 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении требования ЗАО санаторий "Томь-Усинский" отказано.
Постановление от 28.12.2010 N 334 "Об утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски)" признано соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109; Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В кассационной жалобе ЗАО санаторий "Томь-Усинский", ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 12.08.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и принять новый судебный акт.
От лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ЗАО санаторий "Томь-Усинский" Лунина Е.А. поддержала доводы кассационной жалобы, представитель прокурора Кемеровской области Козырева М.В., соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, руководствуясь требованиями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, РЭК Кемеровской области на основании экспертного заключения вынесла постановление от 28.12.2010 N 334 "Об утверждении тарифа на тепловую энергию для потребителей ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски)", которым утвержден и введен с 01.01.2011 в действие тариф на тепловую энергию в размере 818, 16 руб./Гкал.
Полагая, что данное постановление РЭК Кемеровской области не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ЗАО санаторий "Томь-Усинский" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим данного нормативного правого акта.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статьям 1, 2, 4 действовавшего в рассматриваемый период Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) тарифы на тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию. Тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и их предельных уровней на основе принципов, изложенных в Федеральном законе N 41-ФЗ.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Из содержания части 3 статьи 6 Закона Федерального закона N 41-ФЗ следует, что регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пунктам 7, 10, 16, 18 и 19 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них особого тарифа на тепловую энергию (оказание услуг по передаче тепловой энергии).
Регулирующий орган силами своих сотрудников проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и (или) их предельных уровней. Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа.
В силу пункта 1 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э, рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Кемеровской области осуществляет Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области в соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденным постановлением администрации Кемеровской области от 18.12.2001 N 123.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 N 244-э/2 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2011 год в соответствии с приложением к настоящему Приказу и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для энергоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2010.
По Кемеровской области максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию установлена в размере 110,4 % (пункт 68 приложения к приказу).
Тариф на тепловую энергию для потребителей ЗАО "Тепловые сети" (г. Мыски) на 2011 год увеличен на 18,66 % по отношению к тарифу, действовавшему в 2010 году. Между тем утверждение тарифа на тепловую энергию в отношении конкретной энергоснабжающей организации с превышением предельного уровня, при соблюдении максимального уровня тарифа в целом по субъекту, не влечет незаконность нормативного акта регулирующего органа.
Тариф на тепловую энергию, производимую и передаваемую отдельной энергоснабжающей организацией, может иметь величину, отличную от установленных в среднем по Кемеровской области предельных уровней тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону, поскольку при определении предельных уровней тарифов на тепловую энергию для Кемеровской области учитывались тарифы не одной энергоснабжающей организации, а всех организаций, осуществляющих соответствующую деятельность в предыдущем году. Кроме того, установление тарифа зависит от представляемых соответствующей организации материалов, от сумм расходов каждой организации, которые не могут быть одинаковыми для всех организаций, и зависят от различных объективных обстоятельств.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции не выявил нарушений ценообразования и процедуры установления тарифа для потребителей ЗАО "Тепловая сети" (г. Мыски) на 2011 год, предусмотренных Федеральным законом N 41-ФЗ, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.08.2011 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5968/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э, рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям.
...
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 N 244-э/2 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2011 год в соответствии с приложением к настоящему Приказу и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для энергоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2010.
...
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции не выявил нарушений ценообразования и процедуры установления тарифа для потребителей ЗАО "Тепловая сети" (г. Мыски) на 2011 год, предусмотренных Федеральным законом N 41-ФЗ, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 октября 2011 г. N Ф04-5517/11 по делу N А27-5968/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16646/11
09.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16646/11
26.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5517/11
12.08.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5968/11