г. Тюмень |
Дело N А03-1932/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 28 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Каранкевича Е.А.
судей Есикова А.Н.
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Новоалтайска на решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.05.2011 (судья Русских Е.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 (судьи Журавлёва В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А03-1932/2011 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (656035, город Барнаул, улица Молодёжная, 3, ИНН 2221172516, ОГРН 1092221004040) к администрации города Новоалтайска (658080, Алтайский край, город Новоалтайск, улица Красногвардейская, 8, ИНН 2208003389, ОГРН 1022200768380) о признании незаконным отказа в принятии недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации города Новоалтайска (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность квартир N N 14, 16, 17, 18, 22, 24, 26, 28, 29, 30, расположенных в доме по улице Привокзальная, 10 в городе Новоалтайске (далее - спорные объекты), изложенного в письме от 09.12.2010 N 01/1-27-6869, и обязании в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять спорные объекты в муниципальную собственность.
Решением суда первой инстанции от 12.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2011, заявленные требования удовлетворены, на Администрацию возложена обязанность в 15-дневный срок со дня вступления решения в законную силу принять спорные объекты в муниципальную собственность.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель указывает на несоответствие обжалуемых судебных актов правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22.11.2000 N 14-П, от 30.06.2006 N 8-П, Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, от 07.12.2006 N 542-О, а также сложившейся судебной практике. Необоснованным является вывод судов о том, что спорные квартиры пригодны для проживания. Отказ Администрации в приёме в муниципальную собственность спорных квартир не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.
В отзыве на кассационную жалобу Управление указывает на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного разбирательства, кассационная жалоба заявителя рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Из материалов дела следует, что решением Новоалтайского городского суда от 26.02.2007 по делу N 2-5/2007 признан недействительным Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утверждённый совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, в части включения в него спорных объектов.
Решением установлено, что в период с 1985 по 1999 годы в указанные квартиры заселены работники организаций железной дороги и члены их семей. В дальнейшем эти лица зарегистрированы по месту жительства, производили оплату за жильё и коммунальные услуги в соответствии с тарифами, установленными на территории города Новоалтайска.
Признавая недействительным Сводный передаточный акт в части включения в него спорных объектов, суд руководствовался нормами пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которыми жилищный фонд и объекты инфраструктуры отнесены к объектам коммунально-бытового назначения, приватизация которых в составе имущественного комплекса унитарного предприятия запрещена.
На основании указанного решения и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорные объекты.
Управление обратилось в Администрацию с письмом от 02.11.2010 N АН-10484 о согласовании передачи указанных квартир в муниципальную собственность, направлении в Управление заверенной копии Устава муниципального образования, документа, подтверждающего полномочия лица, уполномоченного на подписание передаточного акта.
Письмом от 09.12.2010 N 01/1-27-6869 Администрация сообщила о невозможности принятия в муниципальную собственность вышеуказанных объектов ввиду отсутствия бюджетных средств, необходимых для расселения граждан, проживающих в доме, расположенном в полосе отвода железной дороги, нецелесообразности безвозмездной передачи указанного имущества.
Отказ Администрации принять спорные объекты в муниципальную собственность послужил основанием для обращения Управления в суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Новоалтайского городского суда от 26.02.2007 по делу N 2-5/2007, пришёл к выводу о том, что спорные квартиры подлежали принятию в муниципальную собственность.
Повторно рассматривая дело и оставляя принятое решение без изменения, Седьмой арбитражный апелляционный суд, руководствовался положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), пункта 2 Постановления N 3020-1, статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты жилищного фонда (приложение N 3) независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Судебные инстанции, руководствуясь указанными нормами права и разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что обязанность принятия спорных объектов в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу прямого указания закона.
Доводу заявителя кассационной жалобы о противоречии выводов судов правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, о необходимости учёта волеизъявления органов местного самоуправления при передаче имущества в муниципальную собственность и объективной необходимости такой передачи для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции.
Отвечая на довод заявителя, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что обязанность органов местного самоуправления принять имущество, которое в силу своей специфики должно находиться в муниципальной собственности, вытекает из прямого указания закона.
У суда округа нет оснований не согласиться с выводами судебных инстанций.
Спорные объекты не относятся ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относится к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.05.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 по делу N А03-1932/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Каранкевич |
Судьи |
А.Н. Есиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторно рассматривая дело и оставляя принятое решение без изменения, Седьмой арбитражный апелляционный суд, руководствовался положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), пункта 2 Постановления N 3020-1, статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
...
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты жилищного фонда (приложение N 3) независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
...
Спорные объекты не относятся ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку относится к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу пункта 3 части 7 статьи 85 Закона N 131-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 октября 2011 г. N Ф04-5566/11 по делу N А03-1932/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-221/2012
18.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-221/12
28.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5566/11
29.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5263/11