г. Тюмень |
|
15 ноября 2011 |
Дело N А03-2915/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей В.И. Ильина
В.П. Маняшиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Володиной Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тейси" на решение от 12.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Русских Е.В.) и постановление от 05.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н, Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А03-2915/2011 о заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тейси" (656922, г. Барнаул, ул. Попова, 242, ИНН 2223011024, ОГРН 1022201382334) к Алтайской таможне (656002, г. Барнаул, ул. Сизова, 47, ИНН 2225019188, ОГРН 1022201528326) о признании незаконными действий таможенного органа в отказе в предоставлении тарифной преференции.
В заседании приняли участие представители сторон: от общества с ограниченной ответственностью "Тейси" - Бобров Д.А. по доверенности от 11.01.2011 N 34;
от Алтайской таможни: Дементьева О.Н. по доверенности от 11.01.2011 N 5; Жуковская Е.В. по доверенности от 18.01.2011; Кисилев А.В. по доверенности от 11.01.2011 N 83.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тейси" (далее - Общество, ООО "Тейси") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Алтайской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в отказе в восстановлении режима предоставления тарифных преференций в отношении товаров, поступивших в адрес Общества по грузовой таможенной декларации N 10605020/101209/0009043 (контракт от 23.09.2009 N ЕХ-1/09) и грузовой таможенной декларации N 10605020/090310/0001371 (контракт от 02.02.2010), оформленном письмом от 09.12.2010 N 20-3-30/18333, об обязании восстановить режим предоставления тарифных преференций в отношении товаров по вышеуказанным грузовым таможенным декларациям.
Решением от 12.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 05.08.2011 суда апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права; несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
По мнению заявителя, в отношении Республики Узбекистан решение Совета глав правительства Содружества независимых Государств (далее - СНГ) о Правилах определения страны происхождения товаров от 30.11.2000, на которое ссылаются суды при оценке предоставленных сертификатов формы СТ-1, не подлежат применению при принятии оспариваемых судебных актов, поскольку Республика Узбекистан не подписало вышеуказанное Решение от 30.11.2000 Совета глав Правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения.
Кроме того, податель кассационной жалобы указывает, что судами неверно дано толкование нормам права, обязывающим таможенный орган предоставить преференцию в отношении товаров, происходящих с территорий стран, в отношении которых установлены данные преференции при подтверждении страны происхождения надлежащими документами, ссылаясь при этом на сертификаты СТ-1, как надлежаще оформленные документы, свидетельствующие о стране происхождения товара, ввозимого на территорию России по вышеуказанным грузовым таможенным декларациям.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган до начала судебного заседания не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "Тейси" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители таможенного органа возражали относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, считая обжалуемые Обществом судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выступлениях лиц, участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Тейси" 10.12.2009 на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10605020/101209/0009043 был представлен к таможенному оформлению товар - виноматериал натуральный виноградный необработанный, ввезенный в соответствии с контрактом от 23.09.2009 N ЕХ-1/09, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Профибизнес" (далее - ООО "Профибизнес", Продавец). В графе 16 указанной грузовой таможенной декларации указана страна происхождения товара - Узбекистан.
По условиям вышеуказанного контракта (пункт 4.3) грузоотправителем вышеуказанного товара является ООО "HAMKOR" (Республика Узбекистан).
Согласно инвойсу N 1 от 16.11.2009 к данному товару, по данному контракту Продавцом товара - виноматериала производства Республики Узбекистан является ООО "Профибизнес", Покупателем и грузополучателем товара является ООО "Тейси", грузоотправителем - ООО "HAMKOR" (Республика Узбекистан).
В отношении указанного товара ООО "Тейси" заявлено предоставление тарифных преференций и в подтверждении информации о стране происхождения ввезенного товара представлен сертификат о происхождения товара формы СТ-1 N UZRU 92901882 от 17.11.2009, выданный филиалом "Чирчик" ОАО "Узбекэкспертиза", с указанием сведений о стране происхождения товара - Республика Узбекистан, отправителем - экспортером которого является ООО "HAMKOR", а получателем - ООО "Тейси".
Таможенным органом было принято решение о подтверждении заявленной декларантом страны происхождения и предоставление тарифной преференции в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении товара, ввезенного по вышеуказанной ГТД, в сумме 1463959,44 руб. и данный товар 21.12.2009 были выпущен для внутреннего потребления.
Кроме того, Обществом 09.03.2010 к таможенному оформлению по ГТД N 10605020/090310/0001371 был предъявлен товар - виноматериал "Кагор" натуральный виноградный необработанный, с указанием страны происхождения - Узбекистан (графа 16), ввезенный в соответствии с контрактом от 02.02.2010 N ЕХ-1/10, заключенным покупателем - ООО "Тейси" с продавцом ООО "Профибизнес", грузоотправителем по которому являлся - ОАО ИИ "Комбинат Ташкентвино" (Республика Узбекистан), а грузополучателем - ООО "Тейси" (пункт 4.3 контракта).
Согласно инвойсу N 1 от 02.02.2010 по данному товару Продавцом товара является ООО "Профибизнес", Покупателем и грузоотправителем - ООО "Тейси", указана страна происхождения товара (виноматериала) - Республика Узбекистан.
В целях получения тарифных преференций Обществом и подтверждения информации о стране происхождения ввозимого товара ООО "Тейси" таможенному органу представлен сертификат о происхождении товара формы СТ-1 N UZRU 02900349, выданный 11.02.2010 филиалом "Чирчик" ОАО "Узбекэкспертиза" в Республике Узбекистан, в котором указан отправитель товара - ОАО ИИ "Комбинат Ташкентвино" (Республика Узбекистан), Получатель - ООО "Тейси".
10.03.2010 Барнаульским таможенным постом Алтайской таможни в адрес ООО "Тейси" направлены уведомление N 1 и требование N 1, которыми Общество было уведомлено о том, что данный сертификат о происхождении товара содержит признаки неверного и неполного заполнения, порядок его заполнения не соответствует Правилам от 30.11.2000.
После уплаты Обществом 11.03.2010 ввозной таможенной пошлины по вышеуказанной ГТД, Барнаульским таможенным постом 12.03.2010 принято решение о выпуске данных товаров.
Письмом от 12.05.2010 N 20-3-20/6852 Алтайская таможня сообщила Обществу о том, что вышеуказанные сертификаты происхождения товаров не могут быть рассмотрены в качестве документа для предоставления тарифных преференций ввиду выявленных нарушений требований к их заполнению, установленных Правилами определения страны происхождения товаров от 30.11.2000.
Заместителем начальника Алтайской таможни 24.05.2010 принято решение N 10605000/240510/57, которым ранее принятое решение Барнаульского таможенного поста о предоставлении ООО "Тейси" тарифных преференций в отношении товаров, ввезенных по ГТД N 10605020/101209/0009043, отменено.
Письмом от 09.12.2010 N 29-3-20/8333 Алтайская таможня сообщила Обществу о том, что по ранее принятым Барнаульским таможенным постом и Алтайской таможней при осуществлении документального контроля по ГТД N 10605020/101209/0009043 и N 10605020/090310/0001371 документам о стране происхождения товара приняты соответствующие решения об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Полагая, что таможенным органом в вышеуказанном письме отказано в восстановлении режима предоставления тарифных преференций, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводам о том, что представленные Обществом представлены таможенному органу сертификаты о стране происхождения товаров по форме СТ-1 N UZRU 92901882 от 17.11.2009, N UZRU 02900349 от 11.02.2010 заполнены с нарушением пункта 12 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав Правительств СНГ от 30.11.2000, и не могут быть признаны документами, подтверждающим страной происхождения ввозимого ООО "Тейси" товара по ГТД N 10605020/101209/0009043 и N 10605020/090310/0001371 - Республику Узбекистан, что свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления тарифных преференций.
В обоснование данных выводов суды делают ссылку на часть 2 статьи 69 АПК РФ, указывая на обстоятельства, установленные по иному арбитражному делу за N А03-8270/2011.
Однако судами обеих инстанций при принятии оспариваемых судебных актов не учтено следующее.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Общества с заявлением от 02.11.2010 о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, поступивших на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД N 10605020/101209/0009043 и N 10605020/090310/0001371 с территории Республики Узбекистан действовали положения Таможенного кодекса Таможенного союза, пунктом 2 статьи 74 которого предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Республика Узбекистан является участником Соглашения о создании зоны Свободной торговли от 15.04.1994 (далее - Соглашение), поэтому сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1, выдаваемые уполномоченными органами данного государства, должны быть заполнены в соответствии с Правилами, которые действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 (далее - Протокол) и находящихся в торговом обороте между этими государствами.
Республика Узбекистан Решение Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 о Правилах определения страны происхождения товаров, на нарушение Обществом пункта 12 которых указывают суды, не подписала.
Согласно решению Экономического суда СНГ от 20.05.2008 N 01-1/6-07 Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 вступили в силу для стран СНГ. Республика Узбекистан, Туркменистан Решение Совета глав Правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товара от 30.11.2000 не подписали. В отношениях между этими государствами, а также между ними и государствами, подписавшими Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товара от 30.11.2000 применяются Правила определения страны происхождения товара, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.1993, пунктом 1 которых указано, что страной происхождения товара считается государство, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.
Пункт 12 вышеуказанных Правил указывает на сведения, которые должны содержаться в сертификате:
а) наименование и адрес экспортера;
б) наименование и адрес импортера;
в) средства транспортировки и маршрут следования (насколько это известно);
г) количество мест и вид упаковки, описание товара, содержащее все необходимые для идентификации товара сведения;
д) вес брутто и нетто
(эти показатели могут быть заменены другими, такими, как, например, количество единиц или объем, когда вес товара существенно меняется при транспортировке или когда эти единицы стандартно применяются в данному виду товара).
В пункте 13 данных Правил указывается о том, что сертификат о происхождении должен однозначно свидетельствовать о том, что данный товар происходит из соответствующей страны.
Судами дано описание сертификатов о стране происхождения товаров формы СТ-1 UZRU 92901882 от 17.11.2009, N UZRU 02900349 от 11.02.2010, в которых указаны грузоотправители товара - ООО "HAMKOR" (Республика Узбекистан), ОАО ИИ "Комбинат Ташкентвино" (Республика Узбекистан), которые являются изготовителями виноматериала, поставленного в адрес получателя - ООО "Тейси" по контрактам от 23.09.2009 N ЕХ-1/09, от 02.02.2010 N ЕХ-1/10 с ООО "Профибизнес", что подтверждается и актами экспертиз N 92901882 от 17.11.2009, N 02900349 от 11.02.2010, которыми подтверждена полностью страна происхождения товара, полученного получателем ООО "Тейси" - Республика Узбекистан.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С учетом вышеизложенного, выводы судов о том, что сертификаты о стране происхождения товаров по форме СТ-1 N UZRU 92901882 от 17.11.2009, N UZRU 02900349 от 11.02.2010 не могут быть признаны документами, подтверждающим страну происхождения ввозимого ООО "Тейси" товара по ГТД N 10605020/101209/0009043 и N 10605020/090310/0001371 - Республику Узбекистан, являются необоснованными.
Полномочиями по самостоятельной оценке оснований выдачи сертификатов о происхождении товара таможенные органы не наделены.
На момент отказа в предоставления тарифной преференции по грузовым таможенным декларациям Общества по грузовой таможенной декларации N 10605020/101209/0009043 (контракт от 23.09.2009 N ЕХ-1/09) и грузовой таможенной декларации N 10605020/090310/0001371 (контракт от 02.02.2010) таможня не доказала, что предоставленные ООО "Тейси" сертификаты относятся к другому товару, отличному от представленного для таможенного оформления.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенного союза либо подписавших соглашения, имеющие целью создания такой зоны или такого союза и товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
Исходя из вышеизложенного, ООО "Тейси", приобретая товар страны происхождения участника Соглашения, правомерно заявлены требования о предоставлении таможней тарифной преференции по ГТД N 10605020/101209/0009043 и N 10605020/090310/0001371.
Суд кассационной инстанции считает неправомерным ссылку судов на преюдициальное значение в соответствии с часть 2 статьи 69 АПК РФ установленных обстоятельств по иному арбитражному делу за N А03-8270/2011, с учетом различных конкретных обстоятельств по каждому из указанных дел.
Поскольку обстоятельства дела по настоящему делу установлены судами, но выводы судов не соответствуют данным обстоятельствам, а также судами не правильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции, исходя из единообразия судебной практики по данной категории дел, отменяет принятые по делу судебные акты, и принимает новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "Тейси" требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 05.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2915/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Тейси" удовлетворить.
Обязать Алтайскую таможню предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Тейси" тарифную преференцию по грузовым таможенным декларациям N N 10605020/101209/0009043, 10605020/090310/0001371.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно решению Экономического суда СНГ от 20.05.2008 N 01-1/6-07 Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 вступили в силу для стран СНГ. Республика Узбекистан, Туркменистан Решение Совета глав Правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товара от 30.11.2000 не подписали. В отношениях между этими государствами, а также между ними и государствами, подписавшими Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товара от 30.11.2000 применяются Правила определения страны происхождения товара, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.1993, пунктом 1 которых указано, что страной происхождения товара считается государство, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.
Пункт 12 вышеуказанных Правил указывает на сведения, которые должны содержаться в сертификате:
...
В пункте 13 данных Правил указывается о том, что сертификат о происхождении должен однозначно свидетельствовать о том, что данный товар происходит из соответствующей страны.
...
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенного союза либо подписавших соглашения, имеющие целью создания такой зоны или такого союза и товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2011 г. N Ф04-5951/11 по делу N А03-2915/2011