Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к распоряжению первого заместителя
Премьера Правительства Москвы
от 23 апреля 2001 г. N 235-РЗП
Положение
об организации и проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий г.Москвы от чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает общие правила организации и проведения государственной экспертизы городских инвестиционных программ, проектов и решений по объектам и процессам производственного и социального назначения, а также разрабатываемых законодательных и иных нормативно-правовых актов в части их влияния на обеспечение защиты населения и территорий г.Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - экспертиза в области защиты населения и территорий г.Москвы от чрезвычайных ситуаций).
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона города Москвы от 05.11.97 N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Москвы от 22.08.2000 N 654 "Об утверждении Концепции безопасности Москвы", а также с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 "О порядке, проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации".
1.2. Экспертиза в области защиты населения и территорий г.Москвы от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности в г.Москве требованиям в области техногенной и природной безопасности, а также определение и оценка допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения неблагоприятных воздействий этой деятельности на состояние защиты населения и территорий г.Москвы от ЧС.
1.3. Экспертиза в области защиты населения и территории г.Москвы от воздействия ЧС организуется и проводится на основании действующего законодательства Российской Федерации и г.Москвы, распоряжений Мэра, постановлений Правительства Москвы, приказов и распоряжений министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), нормативных актов по вопросам защиты населения и территорий и методологии экспертной деятельности, а также стандартов, правил, методик, настоящего Положения.
О порядке проведения государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций см. также Временное положение о составе мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в специальном разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации г.Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2000 г. N 107
1.4. Экспертиза проводится в целях:
- проверки и выявления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам в области безопасности предполагаемых для реализации в г.Москве проектов и решений по размещению, строительству и эксплуатации объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками ЧС или располагаться в зоне ЧС;
- оценки в градостроительной, проектной и другой документации полноты, обоснованности и достаточности предусматриваемых мер и предполагаемых мероприятий по защите населения и территорий Москвы от ЧС;
- выявления возможности повышения степени защиты населения и территорий г.Москвы от ЧС, снижения риска их возникновения и тяжести последствий при разработке проектов, программ экономического и социального характера.
1.5. Экспертиза в области защиты населения и территорий г.Москвы основывается на принципах:
- обязательности проведения экспертизы до принятия решения о реализации объекта экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экспертизу;
- независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экспертизы;
- установленной законом ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы.
1.6. Настоящее Положение предназначено для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими лицами всех организационно-правовых форм - участниками городских инвестиционных программ, проектов, решений и разработчиками иных нормативных документов.
2. Объекты экспертизы
2.1. Объектами экспертизы в области защиты населения и территорий г.Москвы от ЧС в соответствии с действующим законодательством являются:
- предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории г.Москвы, независимо от их сметной стоимости, источников финансирования, организационно-правовой формы;
- проекты городских целевых комплексных программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту населения и территорий города, повышение устойчивости функционирования народного хозяйства при возникновении ЧС;
- соответствующие документы (разделы) Генплана г.Москвы, схем развития и размещения отраслей городского хозяйства, проектов планировки жилой застройки и промзон, ТЭО, проектов строительства и реконструкции потенциально опасных объектов, а в части защиты персонала и объектов, не являющихся потенциально опасными;
- проекты (отдельные документы) комплексных и целевых городских социальных, экономических, научно-технических, инвестиционных и иных программ, в ходе реализации которых может быть повышена безопасность населения и экономики города;
- проекты нормативно-технических и инструктивно методических документов, утверждаемых городскими органами управления и действующих в отраслях городского хозяйства, реализация которых может привести к снижению степени защиты населения и территорий г.Москвы или при разработке которых возможно повышение степени защиты населения и территорий города;
- проекты строительства и реконструкции специальных сооружений;
- пункты управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, узлы связи, средства коллективной защиты, системы централизованного оповещения населения, локальные системы оповещения;
- иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на безопасность населения и территорий города;
- имевшая место в Москве ЧС;
- получившие отрицательное заключение приведенные выше объекты экспертизы и представленные на повторную экспертизу, а также при утрате ранее проведенной экспертизы юридической силы.
2.2. Заказчики экспертизы (органы управления, организации, учреждения) ежегодно в срок до 20 декабря направляют в ГУ ГОЧС г.Москвы предложения о проведении экспертизы разрабатываемых ими документов.
3. Специально уполномоченный орган на проведение экспертизы и его полномочия
3.1. Специально уполномоченным органом на проведение экспертизы в городе в соответствии с действующим законодательством является Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы (далее - ГУ ГОЧС г.Москвы).
3.2. Для выполнения повседневной работы в области организации и проведения экспертизы при ГУ ГОЧС г.Москвы создается внештатный орган - городская экспертная комиссия в области защиты населения и территорий г.Москвы от ЧС (далее - ГЭК ГОЧС).
Общее руководство деятельностью ГЭК ГОЧС осуществляет начальник ГУ ГОЧС г.Москвы, а непосредственное руководство - один из его заместителей.
3.3. ГЭК ГОЧС не является юридическим лицом. Для ведения переписки, выполнения банковских операций, решения других вопросов, входящих в ее компетенцию, используются банковские расчетные счета, печати, фирменные бланки и другие реквизиты ГУ ГОЧС г.Москвы.
3.4. На ГЭК ГОЧС возлагается:
- проведение экспертизы городских инвестиционных программ, проектов, решений, а также документов по объектам и мероприятиям, реализуемым за счет городского бюджета, которые предусматриваются в разделе "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", а также другим объектам и мероприятиям, входящим в компетенцию ГУ ГОЧС;
- организация проведения экспертизы с привлечением сторонних организаций или их представителей - специалистов по подлежащим экспертизе проблемам, в том числе создание при необходимости Временной экспертной комиссии (далее - ВЭК);
- оформление и выдача установленным порядком заключения экспертизы;
- подготовка материалов начальнику ГУ ГОЧС г.Москвы для внесения предложений в кредитно-финансовые органы о прекращении финансирования мероприятий, осуществляемых по документации, не прошедшей экспертизу на предмет соблюдения требований, или осуществляемых с отступлениями от этой документации в части выполнения установленных норм в области защиты населения и территорий от ЧС;
- координация своей деятельности с Мосгосэкспертизой, экспертными органами Департамента природопользования и защиты окружающей среды Правительства Москвы, МО Госгортехнадзора, УГПС ГУВД г.Москвы и другими надзорными органами в области безопасности города, а также экспертными органами МЧС России и Центрального регионального центра ГОЧС;
- делегирование своих представителей для участия, по своим функциям, в экспертизах, проводимых соответствующими экспертными органами г.Москвы;
- обеспечение связи с общественностью, подготовка материалов по результатам экспертиз для опубликования в средствах массовой информации.
3.5. ГЭК ГОЧС формируется в основном из специалистов - сотрудников ГУ ГОЧС г.Москвы. В ее состав входят: председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.
3.6. Председателем ГЭК ГОЧС назначается один из заместителей начальника ГУ ГОЧС г.Москвы.
На него возлагается:
- формирование ГЭК и представление ее состава на утверждение начальнику ГУ ГОЧС г.Москвы;
- обеспечение качественного и независимого проведения экспертизы по конкретному объекту;
- заключение договоров на выполнение экспертизы с заказчиками и организациями - исполнителями, ВЭК, а также трудовых соглашений с привлекаемыми для экспертизы физическими лицами;
- совершенствование организации и проведения экспертизы по вопросам безопасности, внесение начальнику ГУ ГОЧС г.Москвы на рассмотрение проектов приказов, указаний, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих проведение экспертизы в г.Москве;
- внесение предложений начальнику ГУ ГОЧС г.Москвы об использовании денежных средств, перечисленных на субсчет ГУ ГОЧС.
3.7. Заместителем председателя ГЭК ГОЧС назначается один из начальников отделов ГУ ГОЧС г.Москвы.
На него возлагается:
- выполнение обязанностей председателя в его отсутствие;
- организация оформления экспертных заключений;
- курирование одного или нескольких направлений деятельности ГЭК ГОЧС по указанию председателя;
- организация разработки сметы расходов на проведение экспертизы;
- выполнение конкретных поручений председателя.
3.8. Секретарем ГЭК ГОЧС г.Москвы назначается один из сотрудников ГУ ГОЧС г.Москвы, освобожденный от выполнения других обязанностей.
На него возлагается:
- оформление и учет документации по вопросам экспертизы;
- ведение переписки по этим вопросам;
- подбор специалистов для привлечения и состав ВЭК;
- контроль за выполнением исполнителями заданий на проведение экспертизы в части, их касающейся, а также распоряжений и указаний председателя ГЭК ГОЧС г.Москвы.
3.9. Членами ГЭК ГОЧС г.Москвы назначаются наиболее квалифицированные специалисты ГУ ГОЧС г.Москвы, управлений ГОЧС административных округов, а при необходимости - специалисты научно-исследовательских организаций, выполняющих научные исследования по проблемам безопасности г.Москвы, а также специалисты других сторонних организаций.
Члены ГЭК ГОЧС выполняют конкретные задачи, поставленные им председателем.
3.10. Права, обязанности и функции ГЭК ГОЧС г.Москвы и входящих в ее состав должностных лиц регламентируются Положением об этом органе.
3.11. Проведение экспертизы в отдельных случаях может быть поручено на договорной основе сторонним организациям, как правило, специализированным экспертным или научно-исследовательским организациям, имеющим опыт работы по подлежащим экспертизе проблемам и располагающим соответствующими специалистами нужной квалификации. Указанные организации не должны состоять в договорных отношениях с заказчиками и разработчиками документации, подлежащей экспертизе.
3.12. Для проведения экспертизы объектов, включающих в себя комплекс проблем в области безопасности и их различные аспекты, ГЭК ГОЧС формирует ВЭК.
Председателя ВЭК по представлению начальника ГЭК ГОЧС утверждает начальник ГУ ГОЧС г.Москвы. Состав ВЭК формируется и утверждается председателем ГЭК ГОЧС.
Членами ВЭК могут быть члены ГЭК ГОЧС, а также сотрудники ГУ ГОЧС г.Москвы.
В состав ВЭК не может быть включен представитель заказчика или разработчика документации, подлежащей экспертизе, гражданин, состоящий с ними в трудовых или иных договорных отношениях.
Работа ВЭК организуется ее председателем на договорной основе в соответствии с заданием на проведение экспертизы и Положением о ВЭК.
3.13. ГЭК ГОЧС несет ответственность за объективность и достоверность оценок рассмотренных объектов экспертизы, обоснованность рекомендаций по их утверждению, доработке или отклонению, а также за проведение экспертизы в установленные сроки.
3.14. Органы, уполномоченные проводить экспертизу в области защиты населения и территорий Москвы, координируют свою деятельность и работают во взаимодействии с другими экспертными и надзорными органами Москвы и МЧС России.
4. Порядок организации и проведения экспертизы
4.1. Основанием для проведения экспертизы является указание начальника ГУ ГОЧС г.Москвы после получения заявки от заказчика на ее проведение.
4.2. Заказчиками на проведение экспертизы могут быть:
- организации, разрабатывающие документы, указанные в разделе 2 настоящего Положения;
- заказчики этих документов или их уполномоченные органы, а также вышестоящие по отношению к заказчикам органы;
- экспертные органы, на которые возложено проведение комплексных экспертиз;
- контролирующие и надзорные органы г.Москвы по различным аспектам безопасности.
4.3. На основании указания начальника ГУ ГОЧС г.Москвы о проведении экспертизы председатель ГЭК ГОЧС организует разработку задания, а после его утверждения - оформление договорных документов с заказчиками и при необходимости с организациями и (или) физическими лицами, привлекаемыми для проведения экспертизы. Если принимается решение о создании ВЭК, организуется работа по его формированию. Численность и персональный состав ВЭК определяется в зависимости от объема, характера и специфики предстоящих работ.
4.4. Проект задания на проведение экспертизы разрабатывается ГЭК ГОЧС и заказчиком совместно с привлечением руководителя ВЭК, если таковой создается. Утверждает задание начальник ГУ ГОЧС г.Москвы.
4.5. На рассмотрение экспертизы заказчики представляют ГЭК ГОЧС технико-экономические обоснования, технические задания (на выполнение НИР), пояснительные записки, специальные разделы инженерно-технических мероприятий ГО, разделы проектов с техническими решениями, которые могут вызвать ЧС, и другие документы или разделы (параграфы, статьи) этих документов, в которых должны быть отражены или целесообразно отразить требования в части безопасности.
4.6. В ходе экспертизы проверяются документация и материалы только в части соблюдения в них специальных требований по ГО, а также наличия и достаточности мероприятий по предупреждению ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником современных средств поражения.
4.7. Документация по объектам и мероприятиям, финансирование которых осуществляется за счет городского бюджета (раздел "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий"), подлежит комплексной экспертизе и представляется на рассмотрение ГЭК ГОЧС г.Москвы в полном объеме.
4.8. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу проектной продукции проверяется ГЭК ГУ ГОЧС до начала экспертизы.
4.9. В случае некомплектного представления на рассмотрение проектной документации ГЭК ГУ ГОЧС уведомляет заказчика о том, что документация не принята к рассмотрению до ее укомплектования в необходимом объеме.
4.10. При повторной экспертизе представляются:
- записка к доработанной по замечаниям экспертизы документации с уточненными показателями и обоснованием внесенных изменений и дополнений;
- часть документации, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения.
4.11. Заказчики представленной на экспертизу документации обязаны представлять ГЭК ГОЧС г.Москвы для проведения экспертизы материалы, необходимость в которых может возникнуть как до начала, так и во время ее проведения.
4.12. Продолжительность проведения экспертизы устанавливается договором, но не должна превышать трех месяцев. Конкретные сроки проведения экспертизы устанавливаются в зависимости от сложности документации и трудоемкости экспертизы, но не должны превышать:
- по особо сложным, потенциально опасным и специальным объектам 45 дней (если не потребуется дополнительного анализа мер предупреждения чрезвычайных ситуаций);
- по остальным объектам - 30 дней.
4.13. Сроком начала экспертизы является дата утверждения начальником ГУ ГОЧС г.Москвы плана ее проведения и задания экспертам. Окончание экспертизы - дата отправки заключения заказчику.
4.14. Оплата экспертизы заказчиком осуществляется на основании договора, который должен быть им подписан в течение срока, не превышающего 30 дней. Стоимость проведения экспертизы определяется на основании утвержденных в установленном порядке нормативов.
4.15. В процессе проведения экспертизы по договоренности с заказчиком (инвестором) могут быть уточнены стоимость и сроки ее проведения. Достигнутая договоренность оформляется дополнительным договором. При этом общий срок проведения экспертизы не должен превышать 6 месяцев.
5. Заключение по экспертизе
5.1. Экспертиза представленных материалов завершается составлением и утверждением заключения.
Экспертное заключение должно содержать:
- краткую характеристику объекта экспертизы с описанием основных решений, затрагивающих проблему безопасности населения и территорий г.Москвы;
- оценку соответствия рассмотренной документации требованиям действующей нормативной базы в области защиты населения и территорий в ЧС;
- конкретные замечания и предложения по принятым решениям с соответствующими обоснованиями;
- общие выводы - утвердить, возвратить на доработку или отклонить представленную на экспертизу документацию.
5.2. ГЭК ГОЧС при осуществлении комплексной экспертизы подготавливает сводное заключение, согласованное с другими экспертными органами.
5.3. Положительное заключение ГЭК ГОЧС является одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования рассмотренного объекта экспертизы независимо от формы собственности.
5.4. В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы должны быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и представлены на рассмотрение повторно.
5.5. К заключению экспертной комиссии прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым экспертной комиссией заключением.
5.6. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, подписывается ее руководителем, ответственным секретарем и всеми членами и не может быть изменено без их согласия.
5.7. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения начальником ГУ ГОЧС г.Москвы приобретает статус заключения государственной экспертизы в области защиты населения и территорий г.Москвы от ЧС. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экспертизы требованиям законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, г.Москвы.
5.8. Положительное заключение экспертизы теряет юридическую силу в случае:
- недоработки объекта экспертизы по замечаниям проведенной ранее экспертизы;
- реализации объекта экспертизы с отступлением от документации, получившей положительное заключение экспертизы;
- внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения экспертизы.
5.9. Правовым последствием отрицательного заключения экспертизы является запрет реализации объекта экспертизы.
5.10. Заключение экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении экспертизы направляется управлениям ГОЧС округов, Мосгорэкспертизе, Департаменту природопользования и защиты окружающей среды Правительства Москвы, МО Госгортехнадзора и в случаях, определяемых ГУ ГОЧС г.Москвы, - банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта экспертизы.
5.11. В случае отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
5.12. Заключения экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
6. Права и обязанности заказчиков экспертизы
6.1. Заказчики экспертизы имеют право:
- получать от ГУ ГОЧС г.Москвы информацию о сроках проведения экспертизы;
- получать для ознакомления от ГУ ГОЧС г.Москвы нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении экспертизы в области защиты населения и территорий города от ЧС;
- представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объекта экспертизы;
- оспаривать заключения государственной экспертизы в судебном порядке.
6.2. Заказчики экспертизы обязаны:
- представлять на экспертизу в ГУ ГОЧС г.Москвы документацию в соответствии с действующим законодательством и требованиями настоящего Положения;
- передавать ГУ ГОЧС г.Москвы необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объекта экспертизы;
- осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение экспертизы;
- передавать данные о выводах заключения экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта экспертизы;
- оплачивать проведение экспертизы.
7. Ответственность за нарушение требований к проведению экспертизы
7.1. Нарушениями требований экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС заказчиком документации и заинтересованными лицами являются:
- непредставление документации на экспертизу;
- фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
- реализация объекта экспертизы без положительного заключения экспертизы;
- осуществление хозяйственной или иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение экспертизы;
- создание препятствий организации и проведению экспертизы;
- принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения экспертизы.
7.2. Нарушениями законодательства России и г.Москвы об экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС руководителем и экспертами экспертной комиссии являются:
- нарушение требований нормативно-технических, инструктивно-методических, других руководящих документов в области защиты населения и территорий от ЧС, а также методологии организации и проведения экспертизы;
- необоснованность выводов заключения экспертизы;
- фальсификация выводов заключения экспертизы;
- несоответствие оплаты выполненных работ по экспертизе их объему и качеству.
7.3. Нарушениями законодательства России и г.Москвы в области защиты населения и территорий от ЧС банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами являются финансирование и кредитование реализации объекта экспертизы без положительного заключения экспертизы.
7.4. Ответственность за нарушение законодательства России и г.Москвы в области защиты населения и территорий от ЧС:
- лица, виновные в совершении нарушения, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;
- лица, виновные в совершении нарушения, которое не влечет за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях;
- должностные лица, эксперты комиссии и иные работники, по вине которых ГУ ГОЧС г.Москвы и заказчик документации, подлежащей экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями экспертизы, несут - материальную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Москвы;
- граждане и юридические лица, права которых нарушены экспертной комиссией, заказчиками документации, подлежащей экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими требований законодательства об экспертизе в области защиты населения и территорий, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Финансирование экспертизы
8.1. Финансирование экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика на основании договора в соответствии со сметой расходов на проведение экспертизы, утверждаемой начальником ГУ ГОЧС г.Москвы по согласованию с заказчиком экспертизы.
8.2. Финансовые средства на осуществление экспертизы перечисляются на специальный субсчет ГУ ГОЧС г.Москвы.
8.3. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются на оплату экспертов, проведение экспертизы, разработку и совершенствование нормативно-технических и инструктивно методических документов, необходимых для работы экспертной комиссии. Начальник ГУ ГОЧС г.Москвы несет ответственность за целевое использование этих средств. Порядок использования этих средств утверждается Правительством Москвы по представлению ГУ ГОЧС г.Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.