г. Тюмень |
|
1 декабря 2011 г. |
Дело N А03-3851/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 1 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Лукьяненко М.Ф.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Рубцовский" на решение от 19.04.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мошкина Е.Н.) по делу N А03-3851/2011 по иску открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (656000, Алтайский край, город Барнаул, улица Воровского, 163, ИНН 2224132840, ОГРН 1092224002331) к Управлению внутренних дел по городу Рубцовску Алтайского края (658200, Алтайский край, город Рубцовск, переулок Улежникова, 6, ИНН 2209016060, ОГРН 1022200812700) о взыскании задолженности по договору энергоснабжения.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее - ОАО "Алтайкрайэнерго") обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению федерального казначейства по Алтайскому краю "УВД города Рубцовска" о взыскании 60 768 рублей 70 копеек задолженности, 2 244 рублей 90 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.03.2010 по 27.07.2010, а также 37 рублей 65 копеек судебных издержек в виде почтовых расходов.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств по внесению платы за потреблённую в период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года электроэнергию, рассчитанную по не регулируемой (свободной) цене, по государственному контракту на отпуск и потребление электрической энергии от 26.03.2007 N 100700.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2011 произведена замена ненадлежащего ответчика - Управление федерального казначейства по Алтайскому краю надлежащим - Управление внутренних дел по городу Рубцовску Алтайского края, иск удовлетворён частично, с Управления внутренних дел по городу Рубцовску Алтайского края в пользу ОАО "Алтайкрайэнерго" взыскано 60 768 рублей 70 копеек задолженности, 2 430 рублей 80 копеек расходов по уплате государственной пошлины и 35 рублей 55 копеек судебных издержек. Во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отказано.
Руководствуясь статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьёй 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктами 106, 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), статьёй 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" (далее - Закон от 04.11.2007 N 250-ФЗ), суд исходил из обязательности применения свободных (нерегулируемых) цен при расчётах стоимости потреблённой электроэнергии.
В апелляционном порядке законность решения арбитражного суда первой инстанции не проверялась.
Не согласившись с данным выводом, Межмуниципальный отдел МВД России "Рубцовский" (новое наименование Управления внутренних дел по городу Рубцовску Алтайского края по приказу ГУ МВД России по Алтайскому краю от 14.07.2011 N 325) обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Податель жалобы полагает неверным вывод суда о применении к рассматриваемым правоотношениям правил о договоре энергоснабжения. Так как между сторонами заключён государственный контракт, суд рассматривая спор должен руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Свободные нерегулируемые цены не могут применятся, так как государственным контрактом утверждена твёрдая цена.
По мнению Межмуниципального отдела МВД России "Рубцовский", цена государственного контракта подлежит изменению только в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию, что не произошло.
Отзыв на кассационную жалобу суду не представлен.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайкрайэнерго" возражает против её доводов, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, между АКГУП "Алтайкрайэнерго" в лице филиала "Рубцовские МЭС" (ЭСО, правопреемник - ОАО "Алтайкрайэнерго") и УВД по городу Рубцовску Алтайского края (государственный заказчик) заключён государственный контракт на отпуск и потребление электрической энергии от 26.03.2007 N 100700 (далее - Контракт), по условиям которого ЭСО обязалась подавать государственному заказчику электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии и по оперативно-диспетчерскому управлению путём заключения соответствующих контрактов оказания услуг, а государственный заказчик обязался оплатить оказанные ему услуги по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункты 1.1. и 2.1 Контракта).
Поставка электроэнергии по настоящему контракту осуществляется по точкам поставки, указанным в Приложении N 4, а муниципальный заказчик обязуется оплачивать фактически полученное за расчётный период количество электрической энергии, затраченное на услуги по содержанию имущества в порядке, установленном разделом 5 настоящего контракта, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим её потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункты 1.3 и 1.4 Контракта).
01.04.2009 Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" реорганизовано в виде преобразования. Правопреемником реорганизованного юридического лица, в том числе и по государственному контракту N 100700, является ОАО "Алтайкрайэнерго".
Во исполнение Контракта N 100700 ЭСО поставляла ответчику электрическую энергию, в том числе, в период с ноября 2007 по сентябрь 2008 года, что подтверждается счетами-фактурами, в которых учтён установленный тариф.
В связи с применением нерегулируемых цен в период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года, перерасчётом стоимости оказанных услуг и поставленной электроэнергии истец составил в декабре 2009 года дополнительные акты выполненных работ за спорный период и выставил ответчику дополнительные скорректированные счета-фактуры о доначислении стоимости электроэнергии, дополнительные акты к актам выполненных работ за соответствующий период, которые получены ответчиком 01.03.2010.
Поскольку УВД по городу Рубцовску Алтайского края счета-фактуры о доначислении стоимости электроэнергии не оплатило, направленная претензия от 28.07.2010 N 07-12/3331 оставлена без ответа, ОАО "Алтайкрайэнерго" обратилось в арбитражный суд с данным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии между сторонами правоотношений по энергоснабжению, применению положений § 6 главы 30 Гражданского кодекса и пунктов 106, 109 Правил N 530.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твёрдой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона. Согласно указанной норме к исключительному случаю относится заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Так как в соответствии с решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 26.06.2007 N 17 ОАО "Алтайкрайэнерго" приобрело статус гарантирующего поставщика электрической энергии, к рассматриваемому договору энергоснабжения не применяется пункт 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового и розничных рынков, а также по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530).
Пунктом 106 Правил N 530 установлено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объёме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В пункте 109 Правил N 530 предусмотрено, что электрическая энергия (мощность) сверх объёмов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчётный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
Статьёй 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" (далее - Закон от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
В соответствии с указанной нормой Закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ применение свободных (нерегулируемых) цен при расчётах стоимости потреблённой электроэнергии на основании пунктов 106, 109 Правил N 530 в период после его принятия являлось обязательным.
Таким образом, выводы суда о применении свободных (нерегулируемых) цен при расчётах за приобретённую по государственному контракту от 26.03.2007 N 100700 в период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года электрическую энергию соответствуют приведённым нормам права.
С учётом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции принято с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2011 по делу N А03-3851/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьёй 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" (далее - Закон от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
В соответствии с указанной нормой Закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ применение свободных (нерегулируемых) цен при расчётах стоимости потреблённой электроэнергии на основании пунктов 106, 109 Правил N 530 в период после его принятия являлось обязательным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2011 г. N Ф04-6042/11 по делу N А03-3851/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1728/12
06.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1728/2012
01.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6042/11
16.09.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8162/11