г. Тюмень |
|
5 декабря 2011 |
Дело N А45-3431/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 5 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Данько С.В., в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение от 28.04.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Васютина О.М.) и постановление от 25.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлёва В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А45-3431/2011 по иску открытого акционерного общества "Главновосибирскстрой" (630091, г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 64а, ИНН 5406109142, ОГРН 1025402454703) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, д. 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права.
Другие лица, участвующие в деле: мэрия г. Новосибирска.
В судебном заседании принял участие представитель мэрии г. Новосибирска согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видео-конференц связи.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Главновосибирскстрой" (далее - ОАО "Главновосибирскстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа от 29.11.2010 N 01/289/2010-742 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации прав по сделке (аренды) на объект недвижимого имущества: земельный участок площадью 572 кв. м., кадастровый номер 54:35:074576:21.
Решением от 28.04.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению кассатора, мэрией г. Новосибирска не соблюден порядок предоставления земельного участка, предусмотренный пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступил.
В судебном заседании представитель мэрии г. Новосибирска возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение и постановление, принятые по делу, законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.12.2007 мэрией города Новосибирска рассмотрено заявление ОАО "Главновосибирскстрой" и принято решение о выборе земельного участка для строительства здания общественного назначения с подземной автостоянкой по ул. 9-го Ноября в Октябрьском районе (протокол от 21.12.2007 N 209).
Распоряжением мэрии города Новосибирска от 27.05.2009 N 12423-р утверждён акт о выборе земельных участков для строительства объекта, предварительно согласовано место размещение объекта.
Распоряжением мэрии города Новосибирска от 02.09.2009 N 23411-р ОАО "Главновосибирскстрой" предоставлены земельные участки площадью 572 кв. м (кадастровый номер 54:35:074576:21) и 304 кв. м (кадастровый номер 54:35:074576:17) для строительства объекта.
На основании распоряжения мэрии города Новосибирска от 02.09.2009 N 23411-р между мэрией города Новосибирска и обществом заключен договор от 28.04.2010 N 99450р аренды земельного участка из земель населённых пунктов с кадастровым номером 54:35:074576:21 площадью 572 кв. м для строительства здания общественного назначения с подземной автостоянкой по ул. 9-го Ноября сроком действия до 28.04.2013.
ОАО "Главновосибирскстрой" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 28.04.2010 N 99450р.
По результатам рассмотрения представленного заявления, письмом 29.11.2010 N 01/289/2010-742 в государственной регистрации договора аренды обществу было отказано, в качестве основания для отказа в государственной регистрации права собственности регистрирующий орган указал на абзацы 4, 10, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона N 122-ФЗ), на то обстоятельство, что земельный участок, предназначенный для строительства объекта, на момент издания Распоряжением мэрии города Новосибирска N 23411-р уже был сформирован.
Полагая, что отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемый отказ в государственной регистрации не соответствует статьям 17, 18, 20 Закона N 122-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку им были представлены на государственную регистрацию документы, подтверждающие наличие оснований для возникновения у заявителя права аренды земельного участка, поскольку они не были оспорены, либо признаны недействительными в судебном порядке
Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2011 решение оставлено без изменения.
При этом судом апелляционной инстанции указал, что на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка последний не был сформирован для целей строительства административного здания с подземной автостоянкой, местоположение границ в дальнейшем было уточнено, в связи с чем, на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта произведены кадастровые работы, а договор аренды земельного участка заключён после завершения указанных мероприятий.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным, являются одновременно, как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания (пункт 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Кроме того, в соответствии пунктом 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с пунктом 32 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении методических указаний по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
В то же время, вышеуказанные положения законодательства нельзя рассматривать в отрыве от положений статьи 20 Закона N 122-ФЗ, предусматривающей основания для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано, если акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания.
Доказательства признания недействительными ненормативных актов, послуживших основанием для заключения договора аренды, в материалах дела отсутствуют.
Оценка действительности ненормативного акта ввиду соблюдения, либо не соблюдения порядка предоставления земельного участка в аренду, являющегося основанием для заключения договора аренды не входит в компетенцию регистрирующего органа.
Судами установлено, что для проведения государственной регистрации в качестве правоустанавливающего документа обществом были представлены договор от 28.04.2010 N 99450р аренды земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 54:35:074576:21, площадью 572 кв. м; распоряжение мэрии города Новосибирска от 02.09.2009 N 26411-р "О предоставлении ОАО "Главновосибирскстрой" земельных участков для строительства и разрешении строительства здания общественного назначения с подземной автостоянкой по ул. 9-го Ноября в Октябрьском районе"; распоряжение мэрии города Новосибирска от 27.05.2009 N 12423-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий и предварительном согласовании ОАО "Главновосибирскстрой" места размещения здания общественного назначения с подземной автостоянкой по ул. 9-го Ноября в Октябрьском районе".
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 22.07.2009 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27.09.1999 (строка 6 паспорта).
Из материалов дела следует и Управлением Росреестра не оспаривается (отзыв на заявление, оспариваемое письмо), что 23.12.2009, в отношении земельного участка проведены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и изменением на основании Распоряжения мэрии г. Новосибирска вида его разрешённого использования с "занимаемый жилым домом" на "для строительства здания общественного назначения с подземной автостоянкой".
Отказывая обществу в государственной регистрации аренды, Управление Росреестра указало на нарушение при предоставлении земельного участка требования пункта 6 статьи 30 ЗК РФ о предоставлении сформированного земельного участка посредством проведения торгов, что после принятия распоряжений о предварительном согласовании от 27.05.2009 N 12423-р, о предоставлении земельного участка для строительства от 02.09.2009 N 23411-р уточнены границы земельного участка, установлено разрешённое использование в соответствии с предполагаемым использованием - строительство административного здания.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
Порядок предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определён пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ.
Мэрией г. Новосибирска правомерно был избран способ предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, в связи с чем, предоставление земельного участка в порядке пункта 6 статьи 30 ЗК РФ не требовалось.
Доводы Управления Росреестра в кассационной жалобе о том, что мэрией г. Новосибирска не соблюден порядок предоставления земельного участка, предусмотренный пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.04.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.07.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3431/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
...
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
Порядок предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определён пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ.
Мэрией г. Новосибирска правомерно был избран способ предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, в связи с чем, предоставление земельного участка в порядке пункта 6 статьи 30 ЗК РФ не требовалось.
Доводы Управления Росреестра в кассационной жалобе о том, что мэрией г. Новосибирска не соблюден порядок предоставления земельного участка, предусмотренный пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2011 г. N Ф04-5730/11 по делу N А45-3431/2011