г. Тюмень |
|
7 декабря 2011 г. |
Дело N А67-1390/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Ильина В.И.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании на решение от 20.05.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.) и постановление от 01.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А67-1390/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (634021, Томская область, г. Стрежевой, ул. Буровиков, д. 23, ОГРН 1027001618918, ИНН 7022000310) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (634021, г. Томск, ул. Шевченко, д. 17, ОГРН 1027000907801, ИНН 7019034542) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Томскнефть" Восточной нефтяной компании (далее ОАО "Томскнефть" ВНК, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее по тексту управление, административный орган) от 25.02.2011 N Н-019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 20.05.2011 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 01.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что судом неправильно истолкован закон, подлежащий применению. Выводы суда о вине в совершении административного правонарушения не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, и отклонить доводы жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Арбитражными судами установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Томскнефть" ВНК осуществляет на основании лицензии на право пользование недрами ТОМ N 00048 геологическое изучение нефтегазоперспективного Кондаковского участка, и последующую разведку и разработку выявленных в его пределах залежей углеводородов.
Неотъемлемой составной частью лицензии является дополнительное соглашение N 2, согласно пункту 8.4 которого общество обязалось выполнить сейсморазведочные работы 3Д в объеме 500 кв.км., в том числе 100 кв. км в 2010 году.
Административным органом установлено, что ОАО "Томскнефть" ВНК условия пункта 8.4 дополнительного соглашения N 2 в 2010 году не выполнены, что послужило основанием для составления 11.02.2011 протокола об административном правонарушении N Н-019 и вынесения 25.02.2011 постановления N Н-019 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что материалами дела подтверждается факт совершения правонарушения и вина общества в его совершении. Судом отклонены доводы общества о принятии всех зависящих от него мер для соблюдении лицензионных требований.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10).
Арбитражными судами установлен и не оспаривается по существу ОАО "Томскнефть" ВНК факт невыполнения в 2010 году требований пункта 8.4 дополнительного соглашения N 2 к лицензии на право пользование недрами ТОМ N 00048.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правомерно указали суды, обществом не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению им условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. ОАО "Томскнефть" ВНК до 2010 года знало о существовании выявленных в ходе проведения буровых работ проблемах, в связи с этим должно было предпринять меры по внесению изменений в лицензию. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом всех зависящих от него мер, в материалах дела отсутствуют.
Все доводы ОАО "Томскнефть" ВНК, изложенные в жалобе, в обоснование принятия им мер по выполнению возложенных обязанностей, были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Оснований для переоценки установленных по делу фактических обстоятельств у кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.05.2011 Арбитражного суда Томской области и постановление от 01.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1390/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
...
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2011 г. N Ф04-5836/11 по делу N А67-1390/2011