г. Томск |
Дело N 07АП-5405/11 |
01 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2011 г..
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яцкевич О.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Юричев А.Н. по доверенности от 18.03.2011 г.. (сроком на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томскнефть" восточная нефтяная компания
на решение Арбитражного суда Томской области
от 20 мая 2011 года по делу N А67-1390/2011 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Томскнефть" восточная нефтяная компания (ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Томскнефть" восточная нефтяная компания (далее по тексту - ОАО "Томскнефть" ВНК, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее по тексту - Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о назначении административного наказания N Н-019 от 25.02.2011 по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Томской области от 20 мая 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскнефть" ВНК обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 20 мая 2011 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам и материалам дела: обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению условий лицензионного соглашения.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Росприроднадзор в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ , извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя при имеющихся явке и материалах дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Томской области от 20 мая 2011 года.
Как следует из материалов дела, 11.02.2011 г.. государственным инспектором по геологическому контролю по Томской области, ведущим экспертом отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора по Томской области - Юричевым А.Н. проведена проверка в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК по соблюдению обществом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которой установлено невыполнение Обществом, предусмотренных пунктом 8.4. статьи 8 лицензионного соглашения Лицензии ТОМ 00048 НЭ (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 30.04.2008 г..) условий, а именно в период с 01.01.20010г по 01.01.2001 г. не выполнены предусмотренные объемы геологоразведочных работ на Кандаковском лицензионном участке, выразившееся в не проведении полевых сейсморазведочных работ МОГТ-3Д в объеме 100 кв.км.
По данному факту в отношении Общества административным органом 11.02.2011 г.. составлен протокол об административном правонарушении N Н-019, 25.02.2011 г.. вынесено постановление N Н-019 от 25.02.2011 г.. о привлечении ОАО "Томскнефть" ВНК к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3.КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в том числе, установлено непринятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон).
В статье 11 Закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Права и обязанности пользователя недр изложены в статье 22 Закона, в частности, выполнение условий, оговоренных в лицензии (пункт 10 части 2).
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет недропользование на основании лицензии серии ТОМ 00048 НЭ с целевым назначением - геологическое изучение нефтегазоперспективного Кондаковского участка и последующей разведки и разработки выявленных в его пределах залежей углеводородов в Александровском районе Томской области. Лицензия выдана сроком действия до 17 сентября 2021 года.
Согласно пункту 8.4 статьи 8 лицензионного соглашения в редакции дополнительного соглашения к лицензии ТОМ N 00048 НЭ от 30.04.2008 г..) Общество в соответствии с "Проектом геологоразведочных работ на участке недр на период 2008-2012 г.г" обязано было в 2010 году выполнить сейсморазведочные работы 3Д в объеме 100 кв.км.
Административным органом установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, что указанные обязанности ОАО "Томскнефть" ВНК исполнены не были.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения административным органом заявителя к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Довод заявителя о том, что им предприняты все предусмотренные действующим законодательством и зависящие от него меры по соблюдению условий лицензионного соглашения, путем попытки внести изменения в действующий проектный документ на разработку Кондаковского участка, всесторонне рассматривался судом первой инстанции.
Данному обстоятельству дана надлежащая оценка, сделаны соответствующие выводы, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не имеет.
Так, следуя материалам дела, 14.07.2010 г.. ОАО "Томскнефть" ВНК, в целях корректировки условий пользования недрами Кондаковского лицензионного участка подало в Управление по недропользованию по Томской области заявку о внесении изменений в лицензионное соглашение к лицензии на геологическое изучение нефтегазоперспективного Кондаковского участка ТОМ 00048 НЭ от 18.09.1998 г.. с целью актуализации лицензионного соглашения в части корректировки объемов геологоразведочных работ по лицензионному участку.
14.07.2010 заявка ОАО "Томскнефть" ВНК была направлена в адрес Управления по недропользованию по Томской области на рассмотрение и согласование.
Письмом Управления по недропользованию по Томской области (Томскнедра) N 03/1120 от 20.08.2010 г.. Обществу во внесении изменений в условия лицензионного соглашения было отказано, в связи с тем, что Обществом к заявке с не приложены копии актов проверок. Проведенных Росприроднадзором (его территориальными органами) или иными контрольными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания, а также предоставленные выписки из ЕГРЮЛ получены более чем за месяц до момента регистрации заявки (л.д. 76 т.1.).
Обязанность по предоставлению указанных документов установлена "Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр", утвержденному приказом Минприроды России от 29.09.2009 г.. N 315
Отказ, оформленный письмом от 20.08.2010 г.. N 03/1120 заявителем не оспаривался, с повторным заявлением в Томскнедра заявитель не обращался, основания, повлекшие отказ, обществом не устранены.
Из письма Томскнедра от 08.02.2011 года исх.N 02/143 следует, что объемы и сроки проведения геологоразведочных работ на Кондаковском лицензионном участке не корректировались.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что ОАО "Томскнефть" ВНК предприняло все зависящие от него меры по соблюдению условий лицензионного соглашения, в том числе и для изменений условий лицензионного соглашения в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, доказательств принятия ОАО "Томскнефть" ВНК заблаговременно всех зависящих от него мер по соблюдению требований установленных в п. 8.4 Лицензии ТОМ 00048 НЭ (в редакции дополнительного лицензионного соглашения N 2 от 30.04.2008 г..) по реализации объемов геологоразведочных работ не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности арбитражным судом не установлено, ее соблюдение подтверждается материалами дела (о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела, законный представитель Общества был извещен надлежащим образом), и не оспаривается сторонами.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой у суда апелляционной инстанции в силу вышеизложенного не имеется.
Принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 20 мая 2011 года по делу N А67-1390/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1390/2011
Истец: ОАО "Томскнефть" ВНК
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области