г. Тюмень |
|
8 декабря 2011 г. |
Дело N А03-12066/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Ильина В.И.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае и федерального государственного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 128 Федерального медико-биологического агентства на решение от 06.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Русских Е.В.) и постановление от 26.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А03-12066/2010 по заявлению федерального государственного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 128 Федерального медико-биологического агентства (658839, Алтайский край, г. Яровое, ул. Гагарина, д. 11, ОГРН 1022200882670, ИНН 2211002530) к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, д. 72а, ОГРН 1042202269317, ИНН 2225064134) о признании незаконным представления N 01-32/1809 от 03.06.2010.
Суд установил:
федеральное государственное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть N 128 Федерального медико-биологического агентства обратилось (далее по тексту - ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА, учреждение) в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее по тексту - МТУ ФСФБН в Алтайском крае, управление) о признании незаконным представления N 01-32/1809 от 03.06.2010 в части.
Решением от 06.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 26.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 06.05.2011 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА и МТУ ФСФБН в Алтайском крае просят отменить судебные акты. Податели жалоб считают, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу МТУ ФСФБН в Алтайском крае от ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА к началу судебного заседания не поступил.
В отзыве на кассационную жалобу МТУ ФСФБН в Алтайском крае просит отказать ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА в удовлетворении жалобы.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в период с 26.04.2010 по 17.05.2010 управлением проведена проверка использования учреждением средств федерального бюджета, выделенных в 2009 году на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций скорой медицинской помощи федеральных государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства.
По результатам проверки в адрес руководителя учреждения направлено представление от 03.06.2010 N 133, в соответствии с которым предложено принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а также проинформировать управление о результатах рассмотрения представления в срок не позднее одного месяца с момента его получения.
Учреждение не согласилось с данным представлением в части указания в нем на то, что им допущено нарушение требований постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 "О размерах коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения", распоряжения Совмина РСФСР от 03.01.1972 N 4-Р "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края", распоряжения исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20.01.1975 N 39-р, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Основанием для вынесения представления в оспариваемой части явился вывод управления о том, что в 2009 году учреждением к денежным выплатам врачей, фельдшеров и медицинских сестёр отделения скорой помощи применялся районный коэффициент в размере 1,25 процентов, тогда как указанный коэффициент следовало применять в размере 1,20 процентов.
Применение коэффициента в повышенном размере повлекло, по мнению управления, завышение начисления денежных выплат в сумме 48 067 рублей.
В обоснование заявленных требований ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА указано, что применение учреждением районного коэффициента к заработной плате в размере 1,25 процентов не противоречит действующему законодательству, в связи с чем оснований для вывода о завышении им начислений денежных выплат медицинскому персоналу у управления не имелось.
Арбитражный суд, оценивая действия ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА, которые явились основанием для вынесения оспариваемого представления пришёл к выводу о том, что поскольку учреждение не финансируется из средств краевого или муниципального бюджета, оно вправе производить выплаты повышенного коэффициента к заработной плате своим работникам за счёт средств федерального бюджета в пределах выделенных ему ассигнований.
Оценка арбитражным судом произведена исходя из нормы статей 13, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", в котором закреплено, что источником выплат повышенного районного коэффициента к заработной плате являются средства предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - средства бюджета Алтайского края.
Однако, не смотря на вышеизложенное, заявленное ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА требование признано не подлежащим удовлетворению, ввиду недоказанности последним, что оно нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражным судом вышеизложенный вывод основан на том, что оспариваемое представление адресовано начальнику учреждения и непосредственно данному должностному лицу предписывает рассмотреть его и принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства и отсутствие каких-либо властных предписаний, адресованных самому учреждению.
МТУ ФСФБН в Алтайском крае, оспаривая решение от 04.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края в арбитражный суд апелляционной инстанции, просил изменить мотивировочную часть судебного акта, исключив из неё вывод о том, что представление от 03.06.2010 N 133 в оспариваемой части нельзя признать соответствующим Трудовому кодексу Российской Федерации.
Постановлением от 26.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 06.05.2011 в обжалуемой части оставлено без изменения, апелляционная жалоба МТУ ФСФБН в Алтайском крае - без удовлетворения.
Определением от 06.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда производство по поданной 02.08.2011 апелляционной жалобе ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА на решение от 04.05.2011 прекращено, поскольку законность судебного акта, в том числе, по вопросу нарушения оспариваемых постановлением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, уже была предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
МТУ ФСФБН в Алтайском крае в кассационной жалобе просит изменить мотивировочную часть решения от 04.05.2011, исключив из неё вывод о том, что представление от 03.06.2010 N 133 в оспариваемой части нельзя признать соответствующим Трудовому кодексу Российской Федерации и вынесенное 26.07.2011 арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам его пересмотра, постановление.
По мнению МТУ ФСФБН в Алтайском крае, изложенному в кассационной жалобе, постановлением от 27.12.1997 N 1631 Правительства Российской Федерации районный коэффициент в размере 1,25 процентов не был введён, а принято предложение Администрации Алтайского края о повышении районного коэффициента к заработной плате.
ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА в кассационной жалобе просит отменить принятое 04.05.2011 Арбитражным судом Алтайского края по делу решение, и вынесенное 26.07.2011 арбитражным судом апелляционной инстанции, по результатам его пересмотра, постановление.
ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА давая оценку правового положения начальника учреждения, исходя из положения статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что через него учреждение приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.
По мнению ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА внесение оспариваемого представления направлено на вмешательство в экономическую деятельность учреждения, связанную с оплатой труда его работника, так как в нём содержатся выводы о неправомерном использовании средств федерального бюджета, а также требования, обязывающие учреждение принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем. Ограничения перемещения финансовых средств могут быть введены только на основании федерального закона.
ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА в предоставленном отзыве просит кассационную жалобу МТУ ФСФБН в Алтайском крае оставить без удовлетворения ссылаясь на правильное применение Арбитражным судом Алтайского края при принятии решения в обжалуемой части норм материального и процессуального права.
Арбитражный суд Алтайского края оценивая постановление от 27.12.1997 N 1631 Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым районный коэффициент к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края, в том числе в г. Яровое, повышен до 1,25 процентов, исходя из норм статей 13, 316 Трудового кодекса Российской Федерации пришёл к выводу о том, что он издан в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с вышеуказанной нормой закона, имеет нормативный характер и является обязательным для исполнения.
Судебная коллегия кассационной инстанции вышеизложенный вывод признаёт обоснованным, поскольку он сделан на основании правильного системного толкования норм.
Арбитражным судом установлено, что ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА не является учреждением, финансируемым из средств краевого или муниципального бюджета.
Арбитражный суд Алтайского края оценивая вышеизложенное обстоятельство пришёл к обоснованному выводу о том, что ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА вправе было производить выплаты повышенного коэффициента к заработной плате своим работникам за счёт средств федерального бюджета в пределах выделенных ему ассигнований.
Судебная коллегия кассационной инстанции доводы МТУ ФСФБН в Алтайском крае, изложенные в кассационной жалобе не принимает, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.
Арбитражный суд первой инстанции исходя из предмета спора пришёл к выводу о том, что для признания ненормативных правовых актов недействительными заявитель обязан доказать не только их несоответствие его определённому закону либо иному нормативному правовому акту, но и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия кассационной инстанции вышеизложенный вывод признаёт обоснованным, поскольку он основан на правильном применении части 1 статьи 198 АПК РФ.
Из материалов дела следует и не оспаривается ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА, что последний в обоснование нарушения его прав и законных интересов ссылается на тот факт, что невыполнение в установленный срок представления может повлечь привлечение его к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебная коллегия кассационной инстанции оценив доводы ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА признаёт вывод арбитражного суда о недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обоснованным.
Исходя из вышеизложенных норм права и обстоятельств дела у арбитражного суда были законные основания для отказа ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА в удовлетворении заявленного им требования.
Нарушений арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 26.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12066/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае и федерального государственного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 128 Федерального медико-биологического агентства - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению МТУ ФСФБН в Алтайском крае, изложенному в кассационной жалобе, постановлением от 27.12.1997 N 1631 Правительства Российской Федерации районный коэффициент в размере 1,25 процентов не был введён, а принято предложение Администрации Алтайского края о повышении районного коэффициента к заработной плате.
...
ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА давая оценку правового положения начальника учреждения, исходя из положения статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что через него учреждение приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.
...
Арбитражный суд Алтайского края оценивая постановление от 27.12.1997 N 1631 Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым районный коэффициент к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края, в том числе в г. Яровое, повышен до 1,25 процентов, исходя из норм статей 13, 316 Трудового кодекса Российской Федерации пришёл к выводу о том, что он издан в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с вышеуказанной нормой закона, имеет нормативный характер и является обязательным для исполнения.
...
Из материалов дела следует и не оспаривается ФГУЗ МСЧ N 128 ФМБА, что последний в обоснование нарушения его прав и законных интересов ссылается на тот факт, что невыполнение в установленный срок представления может повлечь привлечение его к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф04-6096/11 по делу N А03-12066/2010
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6096/11
26.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11721/10
07.07.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11721/10
09.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11721/2010
08.11.2010 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-12066/10