г. Тюмень |
|
8 декабря 2011 г. |
Дело N А67-6817/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Орловой Н.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жукова Леонида Михайловича на постановление от 23.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А67-6817/2010 Арбитражного суда Томской области по заявлению индивидуального предпринимателя Жукова Леонида Михайловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконными действий.
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Томской области
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Жуков Леонид Михайлович (далее - ИП Жуков Л.М., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление, ответчик) по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0200019:0373 и 70:21:0200019:0374 и об обязании Управления и ФГУ "ЗКП" по Томской области устранить допущенные нарушения путем исключения недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков из государственного кадастра недвижимости.
Решением от 26.05.2011 Арбитражного суда Томской области заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Постановлением от 23.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе ИП Жуков Л.М., ссылаясь на несоответствие выводов апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, нарушение им норм материального права, просит постановление суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Предприниматель не согласен с выводом суда о недоказанности факта нарушения оспариваемыми действиями Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Считает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна рассчитываться путем умножения площади каждого указанного выше земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости 11 763,21 руб. за кв.м., а соответствующие действия Управления по формированию этой стоимости не соответствуют Методическим указаниям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
В представленном отзыве на кассационную жалобу ответчик дал оценку доводам истца как неправомерным и необоснованным, просит оставить судебные акты по делу без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что ИП Жуковым Л.М. на основании договора купли-продажи от 16.07.2007 приобретен в собственность земельный участок общей площадью 2279 кв.м. с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Шевченко, д. 44, стр. 37, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания.
Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на основании представления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области (N 01-29/1623 от 23.12.2008) и протокола заседания комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области от 02.12.2008 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области. В приложении N 1 к указанному Постановлению кадастровая стоимость земельного участка за кадастровым номером 70:21:0200019:0222 определена в размере 27 397 431,51 руб.
Собственником указанного земельного участка 13.11.2008 принято решение о выделении из земельного участка за кадастровым номером 70:21:0200019:0222 двух земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0200019:0373 и 70:21:0200019:0374 с разрешенным использованием: для эксплуатации нежилого здания.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области ИП Жукову Л.М. выданы свидетельства о государственной регистрации права от 27.05.2009 серии 70 АБ 332849 и серии 70 АБ 332850, согласно которым ему на праве собственности принадлежат земельные участки: общей площадью 2127 кв. м, с кадастровым (или условным) номером 70:21:0200019:0373, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания; общей площадью 152 кв.м., с кадастровым (или условным) номером 70:21:0200019:0374, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания, соответственно.
В соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков от 14.01.2009 N 21/09-1-220 и от 14.01.2009 N 21/09-1-221 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0373 указана в размере 25570134,63 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 12021,69 руб./кв.м.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0374 указана размере 1827296,88 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 12021,69 руб./кв.м.
ИП Жуков Л.М. 11.05.2010 обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением, в котором просил произвести корректировку кадастровой оценки за 2009 год земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, с кадастровыми номерами 70:21:0200019:0373 и 70:21:0200019:0374.
В ответе на указанное заявление 25.05.2010 Управление разъяснило порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, из которого следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка определена согласно Методическим указаниям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а при определении группы вида разрешенного использования земельных участков использовались Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Полагая, что действия Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исходил из наличия у Управления соответствующих полномочий по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости и доказанности заявителем неправомерности действий Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорных
земельных участков.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, пришел к выводу о том, что на момент внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о спорных участках, Управлением незаконных действий по внесению недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков не совершалось.
Кроме того, было отмечено, что вступившим в законную силу решением суда по делу А67-4608/2010, имеющим по настоящему делу преюдициальное значение в силу правил части 2 статьи 69 АПК РФ, установлено, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, площадью 2279 кв. м. также находящегося в кадастровом квартале 70:21:0200019 как и вновь образованные из него спорные земельные участки, определен в размере 12021, 69 руб. за 1 кв. м.
Согласно положениям пункта 5 статьи 65, пункта 2 и пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 1 Правил N 316 (далее - Правила) установлено, что ими определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пунктам 3, 4 упомянутых Правил N 316 (в редакции от 11.04.2006) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 13 указанных Правил предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категорий земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов кадастровой оценки земель.
Во исполнение пункта 11 Правил Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 2.1.3 обозначенных Методических указаний (в соответствующей редакции) в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Кассационная инстанция считает, что на момент совершения оспариваемых действий оснований для применения ответчиком удельного показателя в размере 11 763,21 руб., на котором настаивал заявитель и который обозначен в рассматриваемой жалобе, нет. Оспариваемые действия соответствуют указанным выше нормам права и связаны с использованием результатов кадастровой оценки, проведенной в 2007 году и утвержденной в 2008 году.
Как обоснованно было отмечено судом апелляционной инстанции, для каждого из 52 земельных участков земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 70.21:0200019, был определен свой удельный показатель кадастровой стоимости, который не совпадает со средневзвешенным значением удельных показателей земельных участков, равным 11 763,21 руб. за кв.м., отраженным в Постановлении Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а для указанного кадастрового квартала.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам в удовлетворении кассационной жалобы необходимо отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 23.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-6817/2010 Арбитражного суда Томской области оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жукова Леонида Михайловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям пункта 5 статьи 65, пункта 2 и пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 1 Правил N 316 (далее - Правила) установлено, что ими определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
...
Во исполнение пункта 11 Правил Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф04-6237/11 по делу N А67-6817/2010